• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как молодежь учат Родину любить

В большинстве регионов России патриотическое воспитание отождествляется с военным

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анна Санина, руководитель научно-учебной группы департамента государственного администрирования «Экономика и социология изменений» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Дарья Горячева, ведущий инженер отдела по внеучебной и воспитательной работе, магистрант программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Даниил Зуев, студент 3 курса бакалаврской программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

 
  

Почти 80% программ патриотического воспитания, принятых в российских регионах, содержат милитаристские задачи, связанные с допризывной подготовкой и повышением престижа службы в вооруженных силах, выяснили Анна Санина, Дарья Горячева и Даниил Зуев в исследовании «Патриотическое воспитание как объект государственной политики: количественный анализ региональных программ»*.

Бюджеты для патриотов

Самостоятельных программ гражданско-патриотического воспитания (ГПВ) в регионах не так много — всего 30%, подсчитали исследователи. Остальные 70% являются разделами комплексных документов по развитию молодежной политики, образования, спорта, реже — национальной политики, культуры, туризма, гражданского общества.

В некоторых регионах финансирование ГПВ сравнимо с расходами на поддержку малого и среднего предпринимательства и борьбу с последствиями чрезвычайных происшествий. Однако общероссийская картина иная.

В 2016 году среднегодовой бюджет всех действующих региональных программ составляет 873 млн рублей — в 2,6 раза больше среднегодового бюджета федеральной программы.

При этом траты по субъектам РФ отличаются существенно: от 200 тысяч рублей (Карачаево-Черкесия) до 230 млн рублей (Тюменская область). А разница сумм, выделяемых на единицу населения, достигает 700 раз: от 0,23 рубля (Нижегородская область) до 160 рублей (Тюменская область).

В целом, по данным исследования, в 60% случаев власти регионов расходуют на сферу патриотического воспитания менее 11 рублей на человека; в 25% случаев — менее 2,5 рублей.

Ценности — под ружье

Задачи, которые пытаются решать за эти деньги, в большинстве регионов одинаковы.

Вне конкуренции находится «якорный аспект российского патриотизма» — победа в Великой Отечественной войне. Мероприятия этой тематики (краеведческие походы, поисковые отряды, встречи с ветеранами, уход за могилами неизвестного, солдата, праздничные концерты и др.) прописаны почти в каждой программе.

Однако в общем вопросам сохранения исторической памяти и воспитания патриотических ценностей отводится значительно меньше внимания, чем, например, продвижению среди молодежи Вооруженных Сил.

78% программ «содержат задачи милитаристского характера, заключающиеся в улучшении качества допризывной подготовки граждан, развитию у них чувства долга за выполнение конституционных обязанностей (служба в ВС РФ) и повышение престижа службы в силовых органах».

Патриотизм отождествляется с военно-патриотической подготовкой и в национальных республиках (Бурятия, Коми, Татарстан, Дагестан и др.), где в первую очередь важно развивать толерантность и межнациональное взаимодействие. «Среди собранных программ лишь четыре устанавливают перед субъектом задачи по поддержке этносов и развитию национальной терпимости. В общем же массиве доля данных задач составляет лишь 3%», — отмечают ученые.

В туманах пафоса

Документы по патриотическому воспитанию в регионах в большинстве своем создаются без учета местных особенностей и в основном «банально повторяют пафосные формулировки государственной программы».

На региональный уровень транслируются и федеральные проблемы. Госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 годы», принятая в конце 2015 года, до сих пор вызывает вопросы:

  • она утверждена Правительством РФ, однако не присутствует на официальном сайте госпрограмм;
  • на сайте нет «адекватной информации о том, к какой конкретно сфере относится направление патриотизма и, соответственно, госпрограмма»;
  • отсутствуют внятные показатели эффективности и единые методики их расчетов.

Все это, обращают внимание авторы исследования, транслируется на локальный уровень: в региональных документах много  элементарных опечаток, неточностей в описании и показателях.

*В ходе исследования рассмотрены качественные и количественные характеристики программ из 81 региона РФ. В том числе 22 документа определили патриотическое воспитание как побочное (неосновное) направление и 59  — как первостепенную цель.

См. также:

На каком языке политики говорят с молодежью

Геополитические завоевания не спасут национальную гордость

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 4 мая, 2017 г.