• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как человек меняет свое мнение

Ученые предскажут уровень когнитивного диссонанса по активности мозга.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Марко Колозио, младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
Анна Шестакова, директор Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Ученые НИУ ВШЭ выяснили*, как индивидуальные особенности мозга человека влияют на уровень когнитивного диссонанса (дискомфорта), который мотивирует человека изменять поведение и корректировать свои предпочтения. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Neuroscience в статье Open Access Neural mechanisms of cognitive dissonance (revised): An EEG study.

В поиске внутреннего равновесия

Людям хорошо знакомо состояние дискомфорта, которое возникает при столкновении конфликтующих идей, ценностей или эмоциональных реакций. Человек считает себя умным, но мало зарабатывает; он не согласен с чьим-то мнением, но молчит. Такой дискомфорт (когнитивный диссонанс) мотивирует человека изменить поведение и корректировать свои ценности и предпочтения, чтобы восстановить внутреннее равновесие. Для того чтобы выяснить, что происходит в момент когнитивного диссонанса в мозге человека, исследователи из Центра когнитивных исследований и принятия решений НИУ ВШЭ провели эксперимент.

«Представьте себе, что вы выбираете между двумя похожими марками автомобилей, выбор сделать все-таки пришлось, и возникает когнитивный диссонанс — вам пришлось отказаться от одного из привлекательных брендов, — поясняет суть эксперимента Василий Ключарев. — Исследования показывают, что в такой ситуации когнитивный диссонанс приводит к тому, что вы начинаете меньше ценить отвергнутый автомобиль. Сохраняя внутренний покой, мы начинаем думать, что отвергнутое авто было не таким уж и хорошим».

В ходе эксперимента создавалась ситуация сильного когнитивного диссонанса и его отсутствия. Испытуемых просили оценить порядка 400 продуктов питания. На основании ответов участников были подобраны пары продуктов, из которых нужно было выбрать только один, чтобы в конце эксперимента его получить. Когда один продукт очень нравился, а второй — нет, у респондентов не было проблем; сложности с выбором начинались, в тот момент, когда продукты были примерно одинаково привлекательны — в этой ситуации и возникал когнитивный диссонанс.

Мозг в ответе за диссонанс

Изучая так называемые длинновременные корреляции (ДВК) в активности мозга, описывающие его состояние, исследователи обнаружили, что эти врожденные особенности активности лобной коры испытуемых определяют, развивается ли у них сильный или слабый когнитивный диссонанс. ДВК присущи многим живым и неживым системам, этой закономерности и подчиняется ритм сердца, и возникновение ураганов, и колебания курса акций на фондовом рынке.

«Мы показали, что ДВК  в мозге испытуемых  в состоянии покоя (т.е. задолго до участия в эксперименте) предсказывало испытают ли они когнитивный диссонанс или нет. Выраженность ДВК — такая же устойчивая наша характеристика, как, например, цвет глаз, то есть задаются генетически», — подчеркивают авторы статьи.

Также в ходе эксперимента выяснилось, что в момент сложного выбора между двумя близкими по привлекательности продуктами активировалась медиальная лобная кора — области богатой нейромедиатором дофамином. 

Таким образом, ученые не только подтвердили, что продукт, который не был выбран, теряет привлекательность, но показали связь активности лобной коры с изменением мнения человека. Возможно, знание нейробиологических механизмов, определяющих возникновение когнитивного диссонанса, поможет лучше понять природу изменения мнения человека, кто менее, а кто более подвержен влиянию.

*В исследовании также принимали участие научные сотрудники Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Василий Ключарев, Евгений Благовещенский и Вадим Никулин.