• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как кризис изменил рынок интеллектуальных услуг

Рекламные и девелоперские компании с трудом справляются с экономическими трудностями, зато выручка web-студий и digital-агентств выросла на четверть.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Вероника Белоусова, завотделом методологии бюджетного планирования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Николай Чичканов, стажер-исследователь отдела методологии бюджетного планирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Кризис в экономике обрушил выручку почти 40% компаний российского сектора интеллектуальных услуг. Вернуться к прежним объемам многим так и не удалось, выяснили Вероника Белоусова и Николай Чичканов.

В исследовании «Сектор интеллектуальных услуг в России: последствия кризиса 2014–2015 гг.» они изучили ситуацию в 10 отраслях:

  • реклама;
  • маркетинговые услуги;
  • аудит и управленческий консалтинг;
  • консалтинг в сфере IT (информационных технологий);
  • кадровый консалтинг;
  • инжиниринг;
  • финансовое посредничество;
  • юридические услуги;
  • девелопмент и риэлторские услуги;
  • web, дизайн и digital услуги. 

Потерянные доходы

По итогам первой половины 2015 года количество компаний, ранее заявлявших о росте рублевой выручки, уменьшилось почти вдвое. И более чем вдвое (с 18% до 38%) увеличилась доля игроков со значительным — от 10% — падением оборота, отмечают исследователи.

Больше всего пострадали компании, занимающиеся рекламой и девелопментом. Обрушившийся объем сделок в сфере недвижимости привел к тому, что 49% фирм потеряли свыше 10% выручки. Столько же максимально снизивших оборот — в сфере рекламных услуг.

На другом полюсе услуги в области web и digital. У 25% фирм, несмотря на кризис, наблюдался самый высокий рост выручки. Этот сегмент эксперты называют наиболее успешным и динамичным и по другим показателям.

Динамика оборота (выручки) компаний сектора интеллектуальных услуг в денежном выражении по отраслям

(в первом полугодии 2015 г. по сравнению с первым полугодием 2014 г., %)

 

Источник: Мониторинг состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Старые силы на новый лад

Сохранить штат и средний уровень оплаты труда в кризис удалось половине компаний. Свыше 6% пошли на значительное сокращение персонала, около 5% — на сокращение зарплаты. В первую очередь это коснулось инжиниринговых компаний (инженерно-консультационные услуги по проектированию, созданию, модернизации производственных объектов). 

Динамика численности персонала компаний сектора интеллектуальных услуг 

(начало осени 2014 г. — конец лета 2015 г., %)

Источник: тот же.

Потребность в рабочей силе здесь определяется запуском или завершением крупных проектов. Одним из них до 2014 года были Олимпийские игры в Сочи. После Олимпиады многие компании, участвовавшие в создании олимпийских объектов, остались существовать лишь де-юре. 

Динамика среднего уровня оплаты труда в компаниях сектора интеллектуальных услуг 

(начало осени 2014 г. — конец лета 2015 г., %)

Источник: тот же.

Урезание зарплат, штатов, переезды в меньшие офисы позволили сохранить свои позиции крупным игрокам. При этом новых значимых «лиц» ни в одном из сегментов рынка не появилось, констатируют авторы исследования. Производители услуг выходили на рынок, однако это была скорее перегруппировка старых сил: создание карманных агентств, разделение компаний, учреждение новых юрлиц в структуре существующих, поглощение мелких фирм крупными, переход сотрудников закрывшихся компаний на фриланс.

Клиенты уходят и остаются

Экономический спад сократил число заказчиков услуг (за полтора кризисных года лишь трети компаний удалось сохранить своих клиентов). Но одновременно обновился их состав. Среди ушедших лидировали автомобилестроители, среди выходящих на рынок — аграрные и фармацевтические компании.

Новыми заказчиками на рынках рекламы, инжиниринга и дизайна выступили государственные учреждения (рост спроса со стороны Министерства обороны, Министерства культуры и др.), госсектор также стал стабильным закупщиком услуг IТ.

Не смогла привлечь новых клиентов каждая пятая фирма, большинству (61%) это сделать удалось. Расширение клиентской базы эксперты объясняют в том числе «колебаниями курса рубля, которые затруднили доступ к услугам зарубежных компаний и побудили заказчиков переключиться на отечественных поставщиков».

Динамика клиентской базы компаний сектора интеллектуальных услуг

(2014 г. — первая половина 2015 г., %)

Источник: тот же.

*Исследование основано на данных Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России, проводимого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с 2006 года совместно с исследовательским холдингом Ромир. В 2015 году опрошены представители 656 российских компаний-производителей сектора интеллектуальных услуг.

Количественные характеристики сектора дополнены результатами качественного анализа — 24 углубленными интервью с профильными экспертами, занимающими руководящие посты в отраслевых ассоциациях и крупнейших саморегулируемых организациях.

См. также:

52% digital-компаний готовы рисковать даже в кризис

70% производителей интеллектуальных услуг считают свой труд максимально востребованным

Материалы по теме

Какая реклама увеличивает прибыль фирмы

Реклама в интернете, на билбордах и региональных телеканалах наиболее эффективна.

Ритейлеры жалуются на низкий спрос

Снижение доходов населения, падение спроса и товарооборота — вот главные проблемы, волнующие ритейлеров в начале 2016 года, отметили эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата организаций розничной торговли.

Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды

Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. Отечественным производителям покупатели не доверяют, а стратегия маскировки под иностранные бренды российским компаниям не помогает, выяснили в ходе исследования доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, руководитель научно-учебной группы «Психология потребительского поведения» Наталья Антонова и сотрудники этой же группы, студенты департамента психологии Аджай Кумар, Мария Солорева и Вероника Морозова.

Потребители выбирают похожие на себя бренды

Потребитель выбирает бренды не только в соответствии с уровнем своего дохода, возрастом и социальным статусом. Важно то, какой образ несет бренд и насколько этот образ соответствует образу себя у потенциального покупателя. Это доказали в ходе исследования доцент кафедры организационной психологии, руководитель научно-учебной группы «Психология потребительского поведения» факультета социальных наук НИУ ВШЭ Наталья Антонова и сотрудник этой группы Вероника Морозова.

Торговле не помог даже Новый год

Предприятия розничной торговли завершили 2015 год  с самыми худшими за последние десять лет результатами. Сокращающиеся доходы населения и растущие цены на товары не оставляют коммерсантам надежды на скорое восстановление спроса и превращают их пессимизм в депрессию, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

Несетевая розница погрузилась в затяжной кризис

Несетевая розница пытается выжить в жестких экономических условиях не только за счет улучшения качества работы, но и за счет недобросовестной конкуренции. От государства торговцы ждут налоговых льгот, снижения ставок по кредитам и устранения административных барьеров, выяснили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проанализировавшие состояние делового климата в малых организациях розничной торговли.