• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чего не хватает государственной педиатрии

Ограничения в выборе врача и поверхностное отношение к ребенку вызывают недовольство родителей педиатрической помощью.
авторы исследования:

Михаил Югай, доцент кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Юлия Ледовских, кандидат медицинских наук, студентка магистерской программы управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

Виктория Панкевич, студентка магистерской программы управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

 
  

В большинстве семей дети лечатся в государственных детских поликлиниках. Тем не менее, родители периодически обращаются и за платной педиатрической помощью. Среди плюсов частных медцентров родители называют возможность выбора врачей, высокую квалификацию персонала, более внимательное отношение к детям, а также быстрое и комфортное обслуживание.

Всего этого, по мнению родителей, не хватает государственным поликлиникам. При этом большинство семей рассчитывает именно на них. Государственной педиатрии следует подтянуть сервис и, возможно, подучиться в этом у частных медорганизаций, отметили исследователи в статье «Факторы, влияющие на выбор медицинских услуг в педиатрии».

В одиночку государству не справиться

Право выбора поликлиники и врача крайне важно для большинства родителей. Это показали результаты анкетирования и глубинных интервью, проведенных среди родителей в Москве*. Однако по факту в бесплатной медицине этот выбор ограничен, замечали респонденты. При этом обслуживание в государственных детских поликлиниках оставляет желать лучшего.

В ходе интервью семьи разделились на две группы. Одна треть респондентов были, скорее, удовлетворены медпомощью в государственной поликлинике. Причем причиной обращения послужило острое заболевание ребенка. Оставшиеся две трети родителей не слишком довольны оказанными медуслугами. При этом поликлинику они посещали по более формальным причинам (например, для получения справок, диспансеризации ребенка и пр.).

Недовольство родителей вызвано недостатками как самой системы медпомощи, так и работы врачей.

К недостаткам системы респонденты отнесли следующие обстоятельства:

  • неотлаженную организацию работы — например, процедура записи к узким специалистам или на диагностику: по словам родителей, приема порой приходится ждать 1–2 недели,
  • долгое ожидание в очереди,
  • короткое время приема,
  • отсутствие постоянного контакта с врачом,
  • нехватку информации о государственных гарантиях медицинской помощи и лекарствах.

Недостатки работы врачей государственных поликлиник, по мнению родителей, таковы:

  • недостаточное внимание к маленьким пациентам, поверхностное отношение к их проблемам,
  • отсутствие индивидуального подхода,
  • слабое информирование родителей о состоянии ребенка и выборе способов лечения.

Семьи недостаточно информированы о медуслугах

У большинства респондентов дети прикреплены к государственной поликлинике. Однако поликлинику опрошенные, по сути, не выбирали. Семьи приписаны к медучреждению по участковому принципу. Именно из этой поликлиники пришел первый врач после выписки матери из роддома (новорожденным положен медицинский патронаж на дому).

Исследование выявило парадоксальную ситуацию. Родители подтверждают важность возможности выбирать «поставщика» медуслуг. Тем не менее, они не всегда знают о своем праве выбора среди государственных поликлиник, а также врачей в них. Да и о самих опциях государственных медучреждений не все осведомлены. Так, не все семьи знают, что платные медуслуги при необходимости можно получить и в государственной поликлинике. То есть вовсе не обязательно для этого сразу искать частный медцентр. Некоторые респонденты платили за те услуги, которые можно было бы получить и бесплатно.

Платные клиники привлекают сервисом и удобством

Право выбора врача и медцентра опрошенные семьи реализуют в платной медицине. Здесь родители выбирают более тщательно, поскольку тратят деньги из семейного бюджета.

За платной медпомощью в течение года обращаются более 65% опрошенных, показали результаты анкетирования. Форматы разные: от полисов ДМС до платного обслуживания в государственном учреждении. Обслуживание по полису ДМС и годовое прикрепление к частной клинике малопопулярны — 6% и 7% соответственно. Треть респондентов идут за платными медуслугами в государственное учреждение.

В целом в платной педиатрии семьи видят три группы преимуществ:

1. «Клиентоориентированный» режим работы клиник. Временной фактор очень важен для работающих родителей. У них должна быть возможность получить консультацию в приемлемое для них время. Важно и то, что помощь оказывается быстро: не надо неделями ждать приема у специалиста. Наконец, консультации не столь лимитированы по времени, как в государственной поликлинике. За время приема клиент успевает задать врачу все нужные вопросы. Важно также удобное расположение клиники.

2. Внимание врачей. С врачами частных медцентров можно поддерживать постоянный контакт, отмечают родители. По их мнению, доктора в таких учреждениях более компетентны, глубже погружаются в проблемы ребенка и практикуют индивидуальный подход.

3. Плюсы оснащенности клиники: в частных медцентрах более современное оборудование, технологии, хорошие вакцины и пр.

При выборе частного центра педиатрии действует «сарафанное радио» — семьи прислушиваются к рекомендациям знакомых и родственников. Респонденты также учитывают отзывы о медучреждениях в интернете. Среди видов платных медуслуг лидируют лабораторные анализы (ими воспользовались 38% семей), стоматология (30%) и прием узких специалистов (25%).

Обращения в частные медцентры нерегулярны

В то же время, походы в частные клиники для большинства опрошенных — это, по сути, эпизод. Чаще всего семьи обращались в клинику раз в полгода или раз в год. «Это подтверждается тем, что около 60% респондентов ответило, что медицинскую помощь на платной основе они получали разово, а не регулярно», — комментируют исследователи.

При этом респонденты не всегда идут в одну и ту же клинику. В некоторых случаях число медцентров доходило до четырех, причем визиты туда были регулярными. Это может объясняться тем, что опрошенные выбирали «не саму клинику, а специалиста, которому они доверяют», полагают исследователи. 

Частота обращений за платной медпомощью не зависела от уровня доходов родителей и количества детей в семье. При этом, как показало анкетирование, к большим тратам на медуслуги родители не готовы. Около половины респондентов согласны заплатить до 1 тыс. рублей за один прием (независимо от вида медпомощи для ребенка). Израсходовать за консультацию свыше 5 тыс. рублей готовы менее 10% родителей.

Пациенты ждут апгрейда государственной педиатрии

Количественное исследование показало, что большинство респондентов — 70% — «удовлетворены» или «скорее, удовлетворены» медпомощью, оказанной по полису ОМС в государственной детской поликлинике. 

Тем самым, государственные и частные педиатрические учреждения дополняют друг друга. Так или иначе, большинство семей рассчитывают на бесплатную медицинскую помощь детям.

Государственным детским поликлиникам стоит прислушаться к мнению родителей и обратить внимание на плюсы частных медцентров. «Эти преимущества не являются чем-то уникальным, — подчеркивают исследователи. — И мы должны стремиться к тому, чтобы пациент мог воспользоваться ими и в государственном медицинском учреждении».

*В исследовании проанализированы результаты 178 анкет для родителей и 16 глубинных интервью. У большинства респондентов высшее образование. Возраст их детей — от четырех месяцев до 18 лет. У большинства детей хронических заболеваний нет.

См. также:

Врачам стало сложнее лечить людей

Престиж профессии врача нужно поддерживать

Частным клиникам нужно подтянуть сервис

Пять научных фактов о медицине

Что в России мотивирует врачей работать хорошо

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 21 июня, 2017 г.