• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Кто и как дружит во «ВКонтакте»

Ученый НИУ ВШЭ проанализировал уровень сплоченности онлайн-сообществ.

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Юрий Рыков, младший научный сотрудник Лаборатории Интернет-исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Фан-сообщества наиболее разобщены, профессионалы организуются по принципу «тесного мира», а общественные движения сплочены и иерархизированы. К таким выводам пришел Юрий Рыков в исследовании «Структура социальных связей в виртуальных сообществах: сравнительный анализ онлайн-групп социальной сети “ВКонтакте”».

По цифровым следам

Онлайн-сообщества создаются для разных целей: для поиска единомышленников, обмена знаниями и опытом, организации мирных и протестных акций, для образования или взаимной поддержки. Но сообщества отличаются поведением участников и структурой социальных связей (формируется опцией добавления в список «друзей»).

Чтобы понять различия в устройстве таких групп, ученые с помощью специального программного обеспечения, разработанного в Петербургском кампусе НИУ ВШЭ, собрали и проанализировали так называемые «цифровые следы», оставляемые людьми в процессе пользования сайтом: профили участников групп (свыше 726 тысяч человек), их посты и комментарии (свыше 1 млн 150 тыс.), лайки (около 1 млн 900 тыс.) и данные о связях «дружбы» (около 2 млн 100 тыс.). Три типа сообществ (поклонники, профессионалы и общественные движения) выбраны как наиболее популярные. Всего изучено 55 групп в «ВКонтакте» численностью от 4 до 35 тысяч человек.



Визуализация активности фан-сообщества Криса Нолана

Разобщенные фанаты

Сообщества поклонников — это группы по интересам, созданные почитателями музыкантов, актеров, спортивных команд, фильмов, брендов и т.д. По выводам исследования, члены этих онлайн-сообществ меньше ориентированы на поиск единомышленников и налаживание связей по культурным предпочтениям, что проявляется в высокой разобщенности и раздробленности формируемой ими сети «дружбы». В таких группах существует небольшое ядро пользователей, которые размещают посты, но большинство остается пассивным и только лайкает публикации сообщества.

«Онлайн-группы поклонников функционируют скорее как традиционные СМИ, поэтому участников этих групп можно описывать скорее как атомизированную аудиторию, преимущественно потребляющую контент», — заключает Юрий Рыков.

Визуализация активности сообщества инженеров-экологов

Тесный мир профессионалов

Профессиональные сообщества интересны участникам как источник профобучения, обмена опытом, информации о трендах в профессии, а также актуальных вакансиях и возможностях на рынке труда. Такие группы отличаются более широким и равномерным участием пользователей в создании контента.

Несмотря на более широкое вовлечение участников в групповую коммуникацию, сети «дружбы» профессионалов имеют выраженную зернистую структуру и похожи на известную модель «тесного мира». Она предполагает, что участники формируют множество сплоченных группировок с высокой плотностью связей внутри и небольшим числом связей между группировками. Появляются участники-посредники, связывающие разные группировки и круги участников между собой, которые могут извлекать выгоду из своего положения. Например, такое посредничество может быть полезно, когда группа выполняет функцию рынка труда.

Визуализация активности сообщества ЛГБТ-активистов

Сплоченность активистов

Успех общественных движений зависит от коллективных действий, невозможных без координации участников и высокой социальной сплоченности. Поэтому сообщества гражданских активистов наиболее едины и связаны сетями «дружбы». Парадоксально, что при этом их сети «дружбы» имеют более выраженную иерархическую структуру и явных лидеров — координаторов, вокруг которых централизуется группа. Существенный социальный капитал, сконцентрированный в их руках, дает им право быть голосом движения, представлять его в медийном пространстве и извлекать из этого свои преимущества.

Откуда в онлайне неравенство?

Помимо социальной сплоченности онлайн-группы отличаются друг от друга  уровнем сетевого неравенства, возникающего из-за неравномерного распределения связей «дружбы» между участниками. Эти связи бывают полезны, поэтому центральные участники могут получить выгоду, зависящую от вида группы и ресурсов, которыми она располагает. Сетевое неравенство в онлайн-группах зависит от их социальных функций. Чем меньше деятельность группы связана с доступом к основным социальным ресурсам (политическая власть, экономический капитал), тем меньше сетевое неравенство участников, считает автор исследования. К примеру, сети далеких от власти и экономики поклонников наименее централизованы. В профессиональных сообществах, связанных деловыми контактами, расслоение усиливается. А в сетях гражданских активистов, соприкасающихся с политикой и госуправлением, сетевое неравенство самое сильное.


Визуализация активности фан-сообщества Pink Floyd


Визуализация активности группы волонтеров по защите бездомных животных 

Визуализация активности сообщества программистов С

 

См.также:

Социальные сети помогают хорошо учиться

Коммуникации в интернете стали все больше напоминать монологи

Успеваемость влияет на дружбу студентов в социальных сетях

Соцсети поддерживают манию худобы

Подростки редко откровенничают в соцсетях

Материалы по теме

Сеть малых языков

Как социальные медиа помогают поддерживать культурное разнообразие

Юзеры на пенсии

Как старшее поколение осваивает компьютерные технологии

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете

СПИД-диссиденты на связи

Как устроены сетевые сообщества людей, отрицающих реальность ВИЧ

Видят ли граждане государство в интернете

Государство тратит немало средств, показывая, как оно заботится о гражданах, но люди считают новые сервисы достижениями прогресса, результатом внедрения интернет-технологий, а к самим властным структурам относятся негативно.