• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Множатся и выживают

Кто и почему занимается предпринимательством в России

За последние 10 лет количество предпринимателей в России выросло вдвое, но условия для ведения бизнеса и свои коммерческие способности население оценивает крайне низко. К таким выводам пришли Екатерина Александрова и Ольга Верховская в исследовании по результатам проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2006–2016 годы.

Ранние и устоявшиеся

В 2016 году предприниматели составляли более 11% российского населения от 18 до 64 лет. В том числе:

 6,3% — ранние (те, кто только открывает свое дело, либо владеет/управляет бизнесом до 3,5 лет)

 5,3% — устоявшиеся (получающие доходы от компаний свыше 3,5 лет)

По данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), в сравнении с 2014 годом, каждая группа прибавила по 30%. А бизнес-активность в целом за 10 лет наблюдений выросла в два раза: в 2006 году бизнесменов среди россиян было 5,3%.

Источник: GEM APS Russia

За 10 лет мониторинга среди российских бизнесменов преобладали мужчины. Однако женщины были энергичнее. По сравнению с 2014 годом, в 2016-м их доля выросла на 54%, мужчин – лишь на 19%.

В кризисный период (2008–2009) именно женщины чаще начинали собственное дело (в том числе вынуждено — из-за неимения других источников доходов).

Более 60% устоявшихся предпринимателей — это люди 35–54 лет. Среди начинающих доминирует молодежь от 25 до 34 лет (около 36%) и увеличивается доля старшей возрастной группы (45–54 года).

Активность последних особенно нарастает в кризисы. «Можно предположить, что, столкнувшись с сокращением доходов или потерей работы, представители этих возрастных групп стали рассматривать карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу занятости», – комментируют исследователи.

Призвание и безысходность

В проекте GEM предприниматели подразделяются на добровольных и вынужденных. Первые начинают действовать по желанию и призванию. Главный мотив вторых — необходимость, порожденная финансовыми проблемами.

Наибольшая доля вынужденных (39%) пришлась на 2014 год, когда кризис множил безработицу, и уход в бизнес воспринимался как альтернатива занятости. То же наблюдалось в 2008–2009 годах.

Среди добровольных ранних предпринимателей ученые выделяют группу так называемых высокопритязательных — тех, кто открывает собственные компании, чтобы получить независимость и увеличить доход.

Соотношение их доли (от 30% до 42% в разные годы) к доле вынужденных бизнесменов образует отдельный показатель для оценки предпринимательства — индекс мотивации. В 2016-м в России он составил 1,3. Это значительно ниже индекса в странах с высокоразвитой экономикой. Самый высокий индекс в Швеции — 11,8, среднее значение в Европе — 3,4, в Северной Америке — 4,9.

Предприимчивость не для всех

Перспективы развития предпринимательства в России связаны с тем, как граждане относятся к бизнесменам, как оценивают личные способности и желание заняться бизнесом, а также условия для его создания.

Оценка своих знаний, умений и навыков у населения очень невысока. По данным GEM, достаточными для открытия бизнеса их в среднем видят лишь 25% россиян. Еще пессимистичнее смотрят на внешние условия: в 2016-м положительными в своем регионе их считали только около 18% (самый низкий показатель за 10 лет).

В комплексе все это дает России один из самых низких среди 65 стран–участниц GEM уровней предпринимательских намерений: в среднем в 2016 году лишь 5% взрослого трудоспособного населения планировало создавать бизнес (в 2006-м – 8,4%). Причем половина из них уже является предпринимателями.

Отношение к предпринимательству в России (% населения, 2016 г.)

 намерены стать предпринимателями – 5%

 положительно оценивают свои предпринимательские способности – 28,4%

 положительно оценивают условия для создания бизнеса – 19,9%

Источник: GEM APS Russia.

Авторы исследования:

Екатерина Александрова, младший научный сотрудник Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Ольга Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, руководитель российской команды проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства»

См. также:

Почему в России не верят бизнесменам

Пять научных фактов об управлении бизнесом

Чего боится малый бизнес

Как малый бизнес принуждают к благотворительности

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 31 июля, 2017 г.