• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Бизнесмены вопреки

Как молодые россияне становятся предпринимателями

Выстроить карьеру бизнесмена можно вопреки всем обстоятельствам. Непонимание со стороны семьи, отсутствие полезных знакомств, жизнь в маленьком провинциальном городе могут стать не только непреодолимыми препятствиями, но и драйверами предпринимательской активности. К таким выводам пришли ученые ВШЭ, исследовавшие жизненные траектории молодых российских бизнесменов. Результаты проекта* отражены в статье «Биография как «дерево выборов»: исследование жизненных траекторий молодых предпринимателей в России» (Biography as a “Tree of Choices”: Discovering the Life Trajectories of Young Entrepreneurs in Russia)**. 

ЗАвторы исследования:

Елизавета Полухина, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Анастасия Пойлова, бакалавр социологии НИУ ВШЭ, магистрант факультета менеджмента

Семья против бизнеса 

Исследователи выделили четыре института социализации, определяющих карьеру предпринимателей. Это образование, семья, социальное окружение и профессиональный опыт. Подобные обстоятельства либо помогают, либо мешают идти по выбранному пути. 

Многим участникам проекта приходилось преодолевать недовольство родителей, которые плохо восприняли решение своего ребенка заняться бизнесом. При этом предпринимательство расценивалось:

 как опасное и рискованное дело. У многих на слуху криминальные разборки, силовые методы ведения бизнеса и пр. 

 как нестабильная занятость. Семьи респондентов из небольших городов придерживались традиционных представлений о социальных ролях: мужчина – добытчик, который должен приносить семье стабильный доход. В бизнесе же стабильность не гарантирована

 как источник «быстрых и нечестных денег». Такое восприятие сложилось в 90-е (см. Почему в России не верят бизнесменам)

 как «бесполезное для общества» занятие (так считают родители столичных предпринимателей). 

24-летний респондент из Брянска рассказывает: «Мама всегда была против моей идеи поехать в Москву, в США, в Китай [ради предпринимательской карьеры]. Она хотела, чтобы я сидел в Брянске и ничего не делал». Его ровесник из Новосибирска, переехавший в Москву, говорит, что его мать не одобряет предпринимательство, поскольку «беспокоится о его безопасности». 29-летний бизнесмен-москвич сетует: «Родители все еще думают, что я занимаюсь какой-то ерундой».

 Впрочем, скепсис родителей в итоге не помешал респондентам сделать стартапы. Наоборот, сопротивление семьи отчасти стало стимулом к активной работе, подчеркивают исследователи. По их словам, даже в случае неудачи молодые предприниматели «упорно защищали свою позицию» и придумывали новые бизнес-проекты. Тем самым, решающую роль в их биографии сыграли личные стремления и амбиции. Респонденты «старались доказать самим себе, что могут преуспеть в бизнесе», отмечают авторы статьи.

На установки родителей по поводу предпринимательства влиял пол их ребенка, добавляют Полухина и Пойлова. Женщинам больше повезло с поддержкой семьи. «Родители принимали участие во всем, что мне нравилось, неважно, была ли это наука или бизнес», – рассказала 23-летняя предпринимательница, переехавшая в Москву из Дубоссар (Молдавия). Родители хотят, чтобы у дочерей была работа по душе, комментируют исследователи. «Способ зарабатывания денег и финансовая сторона вопроса отходят на второй план», – уточняют авторы статьи. 

Университет: площадка для полезных знакомств

Мужчины и женщины-предприниматели по-разному оценивали роль образования в своей карьере. Женщин интересовал предмет обучения, мужчин — налаживание полезных связей и самообразование (посещение курсов, тренингов, учебно-практических семинаров и чтение бизнес-литературы).

 Мужчины подчеркивали социальную роль образования: в университете студенты обмениваются опытом и находят единомышленников. 

 Женщины, напротив, понимали под образованием «прилежную учебу». По их мнению, именно она помогла им начать бизнес. Так, 30-летняя московская предпринимательница из Подольска назвала образование «основой для дальнейшей деятельности». 22-летний информант-москвич заметил, что учеба в университете не только дала ему знания, но и помогла найти близких по духу людей: «Нужен кто-то, с кем можно было бы поговорить, оценить успех». 

Вклад образования в карьеру расценивался по-разному – в зависимости от города происхождения респондентов:

 Уроженцы небольших городов видели в образовании способ нарастить человеческий капитал — приобрести знания, навыки, определиться с выбором жизненного пути. 

 Выходцы из более крупных городов считали «бонусом» образования развитие социального капитала: расширение круга друзей и знакомых. 

Опыт: не бояться рисков и найти единомышленников

«Мы выявили такой тренд: чем чаще мужчина меняет работу, тем скорее он начинает свой собственный бизнес», – отмечают исследователи. Впрочем, многие респонденты придумали свой первый бизнес еще в школьные годы или на первом курсе института. 

Так, один из информантов рассказал, как занялся продажей воды на школьной ярмарке: «Мы с товарищем скооперировались, заняли денег у родителей, купили воды газированной, просчитали все на бумаге. Оказалось, что мы заработаем нормально денег. Мы рассчитали, что будет стоить 5 рублей стакан, и рентабельность на уровне 300%. <…> Это был самый первый опыт».

Бывает, что молодые предприниматели «сочетают несколько сфер и с одной легко переключаются на другую», пишут исследователи. При этом иногда приходится пройти через нескольких неудач, чтобы в конце концов преуспеть. 

«Всё время, пока я работал на кого-то, я набирался опыта и пытался заработать, – рассказал участник интервью. – Потом, когда я ушел с работы, я сначала сделал интернет-магазин подарков, а потом что-то у меня не пошло. Я его не доделал, и, так как я очень люблю чай, я решил заняться чаем. Оффлайн-продажа чая, я организовал чайный домик в торговом центре. И на этот раз у меня что-то не очень пошло, мне пришлось закрыть его. Причина в том, что я без опыта, очень много всего хочу… Надо все же продумывать и не надо бояться. Эти два качества необходимы». 

Чуть позже респондент открыл для себя важный нюанс – и сделал успешный бизнес: «В идеале [надо] найти партнера: есть люди, которые системно мыслят. Открыв чайный домик, я в этом же ТЦ познакомился с другим человеком, Никитой. Это мой партнер сейчас. Мы с ним скооперировались и сделали бизнес – сувенирная лавка под Новый год, и вот это уже получилось».

Выбор самозанятости как свободы действий

Иногда мотивация к работе в бизнесе была «от противного». Респондентам оказалось сложно работать по найму, и они выбрали предпринимательство. Это касается прежде всего опрошенных мужчин. Для них самозанятость была предпочтительнее «из-за больших финансовых ожиданий и желания быть независимыми», отмечают исследователи.  

В числе ключевых ценностей информанты называли свободу действий, возможность принимать собственные решения, а также индивидуальный распорядок дня. «Это очень круто, когда ты встаешь, и тебе не надо бежать везде, – говорит 24-летний респондент, переехавший из Брянска в Москву. – <...> Мне нравится самому отвечать за свои собственные действия».

Для профессиональных установок оказался значим гендер. Женщины-предприниматели спокойнее относятся к работе по найму и смене вида деятельности. Если им сделают «интересное бизнес-предложение, они вполне могут принять его». Тем самым женщины демонстрируют «большую открытость к изменениям» и гибкость, комментируют исследователи. «Думаю, что каждому нужны разные источники дохода, – размышляет 24-летняя жительница Подольска, теперь москвичка. — Вообще я могла бы работать по найму, почему бы и нет, если бы я получила хорошее предложение». 

Многие информанты признали, что на их характер и выбор карьеры повлияло ближайшее окружение. Примером для стартаперов послужили родные или знакомые, которым удалось сделать успешную карьеру в бизнесе. 

Типажи деловых людей

Анализ биографий участников проекта позволил выделить четыре «амплуа» предпринимателей — в зависимости от пола, места рождения и ценностных установок. 

 Последователи: мужчины из больших городов. На их решение стать предпринимателями больше всего повлияли семья и социальная среда. Они отчасти следуют примеру успешных предпринимателей. Нехватка поддержки со стороны родителей (восприятие ими бизнеса как опасного или бесполезного дела) становится стимулом к активной бизнес-деятельности.

 Борцы: мужчины из малых городов.Семья, социальное окружение и образование определили их решение стать предпринимателями. Люди из этой группы бросают вызов среде, в которой они росли, в том числе родителям. В карьере эта группа делает ставку на развитие человеческого капитала — социальных связей.

 Авантюристки: уроженки больших городов. На их карьеру повлияли социальное окружение и профессиональный опыт. Представители этой группы не боятся смены вида деятельности, открыты новым возможностям и ищут «самую интересную карьеру». Один из приоритетов — заниматься тем, что нравится. 

 Труженицы: предпринимательницыиз малых городов. Их карьеру «выстраивали» социальное окружение и образование. Информантки считали, что для успеха в бизнесе нужно много работать. 

 

* Авторы работы провели 20 глубинных интервью с предпринимателями от 18 до 30 лет из больших и малых городов (женщин и мужчин поровну). Все участники исследования на момент интервью проживали в Москве.  
** Статья опубликована в международном научном онлайн-журнале «The Qualitative Report», 2017, vol. 22, No. 5). 

См. также:

Биографии россиян стали непредсказуемыми

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

Предприниматели не готовы отдать бизнес наследникам

Пять научных фактов об управлении бизнесом  

Малому и среднему бизнесу не хватает людей и денег 

Материалы по теме

Множатся и выживают

Кто и почему занимается предпринимательством в России

Почему в России не верят бизнесменам

Население признает пользу от предпринимателей, но уровень доверия к ним остается низким.

Пять научных фактов об управлении бизнесом

У будущих российских менеджеров проблемы с планированием собственной карьеры, а состоявшиеся управленцы и владельцы компаний не торопятся готовить себе преемников.