Более трети россиян (35%) предпочитают делать покупки в дискаунтерах – магазинах, торгующих по ценам ниже среднерыночных. Этот формат приобрел особую популярность в кризисный период. Покупатели переключились на бюджетные магазины с гипермаркетов и супермаркетов, выяснили ученые НИУ ВШЭ.
Сами торговые сети в условиях экономической неопределенности выбирают стратегию мультиформатности. Например, торговая сеть «О’кей» в 2015 году запустила интернет-магазин, а также начала открывать дискаунтеры «Да!» помимо имеющихся гипермаркетов и супермаркетов. А в сеть «X5 Retail Group», кроме флагманского дискаунтера «Пятерочка», входят супермаркет «Перекресток», ориентированный на более обеспеченную публику, и гипермаркет «Карусель», имеющий стабильно маленькую долю в обороте сети, но наивысший средний чек.
Анализ текущего состояния розничной торговли в России показал, что большая доля рынка контролируется несколькими крупными игроками. В 2016 году топ-7 торговых сетей (Тандер, X5 Retail Group, Auchan, Дикси, Лента, Метро, О’кей) занимал 21% российского сегмента ритейла. Однако в сравнении с зарубежной практикой это немного – в 3–4 раза меньше, чем в европейских странах.
«Сетевым» лидером среди регионов России является Санкт-Петербург (на долю торговых сетей приходится 53% оборота). Для сравнения в Москве их доля в обороте торговли 19,3%.
Российский рынок розничной торговли также отстает от западных стандартов по охвату современными форматами (бутики, концепты, шоу-румы, аутлеты). Они занимают 48% всего рынка. Это говорит о том, что половина оборота торговли все еще приходится на прилавочные магазины, рынки и разрозненные (несетевые) магазины формата самообслуживания. В развитых странах в 90-х годах прошлого века доля современных форматов уже приближалась к 90%.