• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аттракцион невиданной щедрости

Как жители столицы воспринимают Московское центральное кольцо

Исследователи НИУ ВШЭ изучили, как открытое год назад МЦК повлияло на горожан. Выяснилось, что многие используют маршрут для экскурсий, работы и развлечений. МЦК показывают иностранцам и детям, фотографируют из окна открывшиеся виды, пользуются вагонами как мобильным офисом. Впрочем, пока, судя по опросам, новый маршрут небезупречен. Исследование опирается на опрос 592 москвичей и анкетирование в интернете (228 респондентов). 

Разгрузка переполненного метрополитена, интеграция железной дороги с метро и повышение доступности многих районов, экономия времени в пути – все эти плюсы МЦК часто звучат, как мантра. Но если транспортная сторона вопроса и экономика новой системы вызывают горячие дискуссии, то субъективное восприятие кольца горожанами остается в тени. Между тем, запуск нового маршрута в сентябре 2016 года бурно обсуждался в социальных сетях. Москвичи делились впечатлениями от первых поездок, открывали для себя другую столицу. Эту функцию – удивить и развлечь – маршрут выполняет по-прежнему, показало исследование НИУ ВШЭ. Московское центральное кольцо, по сути, стало горизонтальным кольцом обозрения Москвы.

Разворот панорамы

МЦК открыло новые виды столицы. «В поле зрения жителей теперь попадает ранее скрытая Москва, – отмечает Каринэ Никогосян. – Появились новые ракурсы на достопримечательности города: Измайловский кремль, главное здание МГУ на Воробьевых горах, ЗИЛ и пр.».

Большинство респондентов использовали новое транспортное кольцо по прямому назначению – для поездок на работу, по делам, в гости. Но были и такие ответы: «показываю иностранцам», «фотографирую», «просто так», «решили посмотреть, что это», «ради интереса/любопытства», «прокатиться, прикольно же». Эти варианты использования МЦК «появились вместе с его символической составляющей» и не зависят от сезона, отмечают исследователи. «Это своего рода фланерство в городе, восприятие его через что-то новое, в данном случае – через новую транспортную систему», – комментирует Никогосян.

«Среди респондентов мне попалась пенсионерка, которая пользовалась МЦК исключительно в рекреационных целях, то есть иногда она садилась в «Ласточку» и просто ехала по кругу. Вообще мне зачастую отвечали, что отдают предпочтение МЦК не потому, что быстрее, а потому, что интереснее ехать, так как это железная дорога»,  – рассказывает участник исследовательского проекта, бакалавр психологии (НИУ ВШЭ) Глеб Ябчанка.

Для кого-то МЦК – просто синоним комфортной езды. «В часы пик, если не спешу, предпочту использовать МЦК и с комфортом проехать путь, хоть на 10 минут и дольше», – говорит респондентка (25 лет).

Семейный аттракцион

В МЦК назначают свидания, встречаются влюбленные. Необычная обстановка, красивые пейзажи за окном, сиденья, позволяющие отгородиться от других пассажиров. Тем не менее, респонденты говорили об МЦК прежде всего как о семейном маршруте.

Опрошенные отмечали, что новые вагоны нравятся детям, рассказывает участница проекта, студентка бакалавриата культурологии Вера Середникова: «Большие окна, интересные виды, удобные кресла – все это привлекает маленьких пассажиров». В выходные дни «мы отмечали большое количество семей с детьми, которые катались по МЦК», добавляет она.

Мобильный офис

Московское центральное кольцо – бюджетный коворкинг с хорошей инфраструктурой. «Ласточки» используются как мобильные офисы. «Стильные, чистые вагоны, мягкие кресла, откидные столики, розетки и wi-fi – что еще нужно для работы?» – замечает Каринэ Никогосян. Причем, в отличие от других видов транспорта, здесь работается спокойнее. «Пассажиропоток в час-пик на станциях МЦК сопоставим с низко загруженными станциями метрополитена, – поясняет исследователь. – В другое время это весьма свободное пространство».

Претензии к МЦК

72% опрошенных из тех, кто хотя бы раз использовал новую систему, отметили, что их транспортные предпочтения изменились после запуска МЦК. Респонденты подтверждали те плюсы, которые заложены в концепцию новой системы. Среди их ответов есть, например, такие: «Появилось больше вариантов маршрута», «Иногда удобнее пользоваться МЦК, потому что меньше поездок через центр, меньше людей, лучше мобильная связь, можно беседовать в дороге».

Половина респондентов (49%) использует МЦК в связке с одной пересадкой на метрополитен. Чуть больше четверти опрошенных (27%) ездят только на МЦК. 8% делают двойную пересадку метро  МЦК – метро.

Те, чьи транспортные вкусы после запуска МЦК не изменились, приводят такие аргументы:

 новое кольцо не связывает их места интереса (работу, дом, отдых),

 отсутствуют пересадки на их ветку метрополитена,

 переходы длинные,

 ездить некуда,

 невыгодная альтернатива по сравнению с метро: одинаковое или более длительное время поездки.

Новый маршрут также критикуют из-за больших интервалов движения поездов, открытых платформ (зимой пассажиры мерзнут в ожидании), проблем с навигацией (мало указателей). Однако главное неудобство, по мнению Веры Середниковой, – «то, что некоторые станции (например, Нижегородская) на момент опроса не были пригодны для использования маломобильными пассажирами: отсутствовали лифты и даже пандусы».

Респонденты, пользовавшиеся новым маршрутом, но в итоге отказавшиеся от него, сетовали, что ««Ласточку» долго ждать, на метро быстрее», «Западный округ крайне ограниченно затронут МЦК», «Кольцо не связывает нужные мне части города» и пр. IQ

Авторы исследования
Каринэ Никогосян, научный сотрудник Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, куратор проекта
 

В проекте приняли участие бакалавры ряда образовательных программ НИУ ВШЭ: психологии – Елизавета Барсукова, Юрий Шустров, бакалавры государственного и муниципального управления – Григорий Танасов, фундаментальной и компьютерной лингвистики – Евгений Лапин и Дмитрий Татаринов, студенты-магистры Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского Мария Головенкина, Ольга Леонова, Ксения Лебедева и Ольга Ивлиева. 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 сентября, 2017 г.