• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проверка на честность

Зачем россиян заставили подбрасывать монетку

Люди обманывают друг друга чаще, чем кажется. Учеными установлено, что в обычном 10-минутном разговоре 60% собеседников лгут хотя бы один раз. В Лаборатории экспериментальной поведенческой экономики ВШЭ склонность к обману исследуют с точки зрения экономических действий человека: готов ли он и при каких условиях сказать неправду, если знает, что это приведет к материальным последствиям. 

Нередко ложь ради финансовой выгоды останавливается моральными нормами. А склонность к ней участников экспериментов в России меньше, чем в других странах, отмечается в статье заведующего лабораторией Алексея Белянина.

Орел или решка

Новый эксперимент лаборатории был проведен в конце 2016–начале 2017 гг. в трех разных аудиториях с общим количеством около 550 человек.

Первая – зрители одного из кинофестивалей в Москве (221 человек), купившие билеты за 100–500 руб. на показ фильма.

Вторая – сотрудники крупного российского банка (230 человек), пришедшие посмотреть тот же фильм.

Третья – студенты из городов России и ближнего зарубежья, участники зимней школы ВШЭ (96 человек).

Эксперимент проводился в реальных условиях и на реальные деньги.

Каждому требовалось взять из своего кошелька монету и подбросить ее пять раз. Результат – выпавшие орлы и решки. Количество тех и других нужно было записать на специальном бланке и на корешке бланка. Бланк сворачивался и отдавался ведущему, корешок оставался у подбрасывавшего.

Написать участники игры могли что угодно, правдивость информации оставалась на их совести. Суть состояла в том, что они заранее знали: все, кому выпало 5 орлов, получают 500 руб., 4 орла – 100 рублей, остальные – ничего.

Организаторы не обманывали и действительно платили деньги. Но обманывали ли игроки?

Выгода vs. самоуважение

Результаты первых двух групп оказались очень близки к теоретическому распределению, то есть к стандарту, рассчитанному на основе математической модели.

Иными словами, «кинозрители» испытание выдержали – в целом вели себя честно. Сработало чувство собственного достоинства. «Для людей состоявшихся обман ради выигрыша в 100 и даже 500 рублей, конечно, повышает благосостояние, но не настолько, чтобы жертвовать чувством самоуважения и целостностью своей личности. Потери в образе самих себя, пусть даже невидимые ни для кого, не стоят этих денег», – поясняет Алексей Белянин.

Но, возможно, стоили бы, если бы речь шла о более солидных суммах. Основания для такого утверждения дала третья аудитория – студенты, для которых 500 рублей имеют большее значение. Реальные ответы здесь существенно отличались от теоретически ожидаемых.

«Для людей с меньшим уровнем дохода те же стимулы к обману оказываются более весомыми, что приводит к снижению уровня честности», – комментирует ученый.

Возвращающие кошельки

Полученные данные не позволяют рассуждать в масштабах «россиян в целом». Однако, сравнивая свои результаты с аналогичными зарубежными, исследователи пришли к выводам:

 во-первых, решение обмануть ради материальной выгоды или остаться честным россияне, как и жители других стран, принимают под влиянием моральных стандартов, социальных норм и имиджевой мотивации. Стандарты и нормы нередко берут верх, особенно среди людей более состоятельных, не расположенных лгать ради небольшой выгоды;

 во-вторых, склонность к обману участников научных опытов в России находится в русле общемировых тенденций и даже оказывается меньшей. Одно из подтверждений этого – новый межстрановой эксперимент на институциональную честность Алана Коэна с соавторами, рассказывает Александр Белянин: «Она оценивалась по доле найденных на улицах городов кошельков, которые студенты пытались вернуть владельцам через разные организации – почту, банк, отделение полиции. Россия по этому индикатору находится выше среднего в мировом рейтинге, с долей возврата свыше 50 процентов». IQ

Автор исследования:

Алексей Белянин, заведующий Лабораторией экспериментальной поведенческой экономики НИУ ВШЭ, доцент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ

 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 сентября, 2017 г.