• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Обыватели и инвесторы

Как связаны потребление и гражданская активность

Гражданскую активность чаще проявляет тот, кто активен в потреблении и удовлетворен собственной жизнью. Среди россиян таких лишь около трети. Потребительские практики остальных довольно скудны, что сказывается на их социальном участии, выяснили ученые. На основе массовых опросов, проведенных ФОМ в 2012–2016 годах, они классифицировали российское общество в зависимости от гражданского и потребительского поведения.  

Граждане без общества

В 2007 году 36% взрослых россиян составляли «гражданские аутсайдеры» – те, кто не был включен в жизнь общества: не принимал участия в социальных инициативах, не решал общественных проблем, пусть даже по месту жительства, не участвовал в массовых мероприятиях, объединениях по интересам, не помогал незнакомым людям и т.д.

В 2015-м таких стало меньше – 23%. Это люди сравнительно невысокого достатка (лишь 2% имеют ежемесячный доход свыше 30 тысяч рублей), не пользующиеся интернетом ежедневно, больше половины – неработающие пенсионеры.

Кроме того, 20% россиян исследователи отнесли к «вэб-обывателям» – активным лишь в сети (преимущественно, 41%, молодые люди 18–30 лет).

Активность альтруистов

Остальные, то есть те, кто так или иначе участвует в гражданских инициативах, по выводам социологов, делятся на несколько групп.

Самая представительная (15% населения, 18+) – «гражданские обыватели». Они помогают ближним, но только ближним: коллегам, родственникам, друзьям, соседям. «Гражданские обыватели» – люди разных возрастов, четверть из них с высшим образованием, ежемесячный доход каждого десятого – от 30 тысяч рублей.

Далее следуют «альтруисты» (13%) и «активисты» (12%) . Первым не чужды благотворительность и помощь незнакомым. Особенность вторых – участие в инициативных мероприятиях: решение проблем в ТСЖ, дачных кооперативах, участие в жизни церковных приходов, защита окружающей среды. В отличие от предыдущих групп, среди «активистов» больше людей среднего и пожилого возраста, они не настолько активны в интернете, но более трети окончили вузы.

Молодых, технологически продвинутых и высокообразованных больше в четвертой группе – «участники досуговых практик» (9% россиян). Они объединяются по интересам, посещают образовательные семинары, тренинги, лекции. Доход в месяц у каждого пятого – свыше 30 тысяч рублей. Каждый третий – житель города-миллионника. Более 10% занимают руководящие должности.

Наконец самая малочисленная и при этом самая активная группа – «волонтеры» (8%). Ее показатели выше, чем среднероссийские: по достатку, по доле лиц с высшим образованием, предпринимателей, руководителей среднего и высшего звена. «Волонтеры», комментируют ученые, «могут быть внесены в любые из перечисленных практик, однако только они участвуют в деятельности НКО, массовых акциях, проведении мероприятий, правозащитных инициативах, организации выборов, в работе профессиональных сообществ и профсоюзов».

Участие россиян в жизни гражданского общества

(% населения, 18+)

Источник: Фонд «Общественное мнение»

Продвинутые потребители

Люди тем глубже погружаются в жизнь гражданского общества, чем больше удовлетворены своей жизнью и приближены к современным практикам потребления (товаров, информации, финансов и т.п.).

Проанализировав ответы респондентов на вопрос, «Что из перечисленного Вам доводилось делать за последние два-три года?» (брать банковские кредиты, водить автомобиль, ездить за границу, заниматься в фитнес-центрах, вкладывать деньги в ценные бумаги, повышать квалификацию, пользоваться пластиковой картой и т.д.), исследователи определили современные стили жизни россиян.

Стилей, а точнее групп населения, им соответствующих, оказалось шесть:

«инвесторы», «путешественники», «гедонисты», «заемщики», «обыватели-консьюмеры», «аутсайдеры-консьюмеры».

Первые три группы («инвесторы», «путешественники» и «гедонисты») относятся к продвинутым потребителям. В целом это около трети (30%) населения России. Они наиболее активны в приобретении товаров и услуг, стремятся к комфортному потреблению и досугу, задают тренды поведения в российском социуме, отмечают авторы исследования.

Продвинутые потребители в России

(% населения, 18+)


«Инвесторы»
1% населения

  • вкладывают деньги в ценные бумаги;
  • каждый второй пользуется услугами домработницы;
  • треть пользуются банковскими кредитами;
  • путешествуют за границу;
  • каждый третий занимается в спортивном клубе;
  • треть имеет доход, позволяющий покупать бытовую технику;
  • 24% могут позволить себе купить автомобиль;
  • три четверти «инвесторов» моложе 45 лет.


Путешественники
13% населения

  • ценными бумагами не интересуются;
  • больше половины ездят за границу;
  • каждый второй имеет дело с иностранной валютой;
  • каждый пятый занимается фитнесом;
  • как правило, специалисты или низовые руководители;


Гедонисты
16% населения

  • за границу не ездят;
  • деньги в ценные бумаги не вкладывают;
  • с иностранной валютой дел не имеют;
  • самолетами практически не летают;
  • почти четверти денег хватает только на бытовую технику, покупка автомобиля уже недоступна;
  • каждый пятый посещает фитнес-центр;
  • чаще других посещают косметические салоны;
  • каждый четвертый занимает должность специалиста, каждый пятый – рабочий;
  • почти половина моложе 30 лет.

Источник: Фонд «Общественное мнение».

Закредитованное большинство

Оставшиеся 70% («заемщики», «обыватели-консьюмеры» и «аутсайдеры-консьюмеры») к авангарду потребителей не относятся. У них нет того, что есть у продвинутых: вложений в ценные бумаги, поездок за границу, посещения фитнес-центров,  косметических салонов и проч.

«Заемщики» (19% населения) живут преимущественно в провинциальных городах и поселках, подавляющее большинство платит кредиты, свыше половины – рабочие, технические специалисты или служащие.

Почти 40% «обывателей-консьюмеров» (44% населения) – неработающие пенсионеры. Меньше четверти из них водят автомобиль и расплачиваются пластиковыми карточками.

«Аутсайдеры-консьюмеры» (7% населения) к современным потребительским практикам отношения не имеют (включая пользование мобильным телефоном). Чаще всего не потому, что практики им не по карману, а потому что в их образе жизни таким практикам просто нет места, поясняют ученые. Около 70% «аутсайдеров» – неработающие пенсионеры.

В этих группах очень редко присутствуют неравнодушные к общественным вопросам – «волонтеры», «активисты», «альтруисты». Все они встречаются преимущественно в среде продвинутых потребителей, что только подтверждает вывод исследователей: чем выше уровень жизни человека, тем больше он вовлечен в гражданское участие. IQ

Авторы исследования:

Елена Петренко, к.филос.н., ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, директор по науке Фонда «Общественное мнение»

Екатерина Богомолова, старший специалист Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)
Елена Галицкая, доцент факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, главный специалист ООО «инФОМ»




Юлия Кот, ведущий специалист ФОМ

Материалы по теме

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний

Сахарная диета

Что едят россияне и как это отражается на здоровье

Главное о России. Социология

Самые интересные исследования по версии Бориса Грозовского

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете

Как подделки выходят на рынок

Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России.