• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прогноз имеет значение

Как уверенность в результате экзамена связана с реальной оценкой

Чем выше ожидания студентов в отношении результатов экзаменов, тем выше получаемые ими оценки. Уверенность в хороших результатах связана с успехами в учебе, доказали результаты исследования.

В исследовании  приняли участие около 600 студентов-второкурсников, обучавшиеся в период с 2011 по 2015 годы в Международном институте экономики и финансов (МИЭФ) НИУ ВШЭ. В течение первого и второго года студенты института проходят обязательные курсы «Статистика-1» и «Статистика-2». В ходе обучения на программе «Статистика-2» слушатели сдают три письменных экзамена — в октябре, декабре и марте. Каждый экзамен состоит из двух частей, по 80 минут каждая, с небольшим перерывом. Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 100. Исследователи опрашивали респондентов в перерывах на предмет того, на какие оценки они рассчитывают. В это время часть вопросов им уже известна, а часть еще нет.  Те студенты, чьи прогнозы оказывались достаточно близкими к реально набранным баллам, получали «бонус» в виде дополнительного балла. Это гарантировало то, что респонденты старались дать как можно более точный прогноз.

О том, насколько точно студенты способны прогнозировать свои результаты на экзаменах, написано немало работ. Многие из них доказывают, что испытуемые нередко имеют завышенные ожидания. Но спорным остается вопрос, как это связано с успехами в учебе. Есть противоположные точки зрения. Одна заключается в том, что сверх-уверенность (overconfidence) может расхолаживать и способствовать меньшему усердию в подготовке к экзаменам. Согласно другому мнению, высокие ожидания, наоборот, стимулируют учиться лучше.

Результаты проведенного исследования показали, что при одинаковых успехах в учебе* те учащиеся, которые рассчитывают на более высокие баллы, в реальности их получают. То есть исследование опровергает тезис о том, что уверенные в хороших результатах студенты хуже учатся, потому что тратят на это меньше времени и усилий. Возможно, как говорится в статье авторов, на фоне высоких ожиданий у студентов выше и амбиции, боевой настрой, настойчивость и, как следствие, вероятность успеха.

Уровень ожиданий связан не только с успехами в учебе. Чем выше зарплатные требования соискателей, тем больше оказывается их доход на следующем месте работы, выяснилось в ходе другого исследования. Завышение на 1% наименьшей суммы, за которую человек согласен начать трудиться, сопровождается увеличением фактической зарплаты на 0,25%. Причем такая позиция у высокопроизводительных сотрудников с адекватной оценкой своих возможностей приводит даже к более быстрому получению работы, выяснили ученые. Более высокие требования к зарплатам предъявляют мужчины (их зарплатные ожидания примерно на 40% выше, чем у женщин);  те, кто имеет финансовую подушку безопасности и, соответственно, больше времени для выбора работы; люди, состоящие в браке и имеющие детей.

Юноши переоценивают свои способности

Авторы также проанализировали гендерную специфику прогнозирования итогов экзаменов. Консенсуса по этому поводу в науке также нет. Результаты проведенного исследования показали, что девушки осторожнее в прогнозах, нежели юноши. Их ожидания более рациональны и чаще совпадают с реальностью, особенно к третьему экзамену. То есть девушки быстрее учатся прогнозировать свои результаты.

Результаты зарубежных исследований показывают, что женщины и мужчины по-разному прогнозируют экономические и финансовые стороны жизни. Например, это касается цен на жилье. Женщины, как правило, здесь менее оптимистичны и более близки к реальности. То же самое относится к прогнозам безработицы и инфляции.

В целом результаты подтвердили, что в среднем все студенты — и юноши, и девушки — склонны чрезмерно переоценивать свои способности. Но от экзамена к экзамену их прогнозы становятся точнее.

Полученные результаты, как отмечает один из авторов исследования Анатолий Пересецкий, могут служить рекомендацией лекторам проводить тестирование в начале курса, чтобы студенты скорее адаптировали свои ожидания и более рационально распределяли свои усилия по освоению программы университета. IQ


* Сравнивались результаты студентов по математике, статистике и GPA (усердие, нацеленность на результат) на первом курсе и оценки по статистике на экзамене, предшествующем одному из трех и по домашним работам на втором курсе.

Авторы исследования:

Анатолий Пересецкий, профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ
Ян Магнус, Vrije Universiteit Amsterdam, Tinbergen Institute
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 25 сентября, 2017 г.