• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Достать инвестора

Национальные особенности Investor Relations в России

Компании нуждаются в инвестициях, инвесторы – в сведениях о компаниях. Соединить интересы и тех, и других – задача специалистов в области Investor Relations (IR). В России IR развиваются недавно, и далеко не все фирмы, даже крупнейшие, имеют на своих сайтах разделы с информацией для вкладчиков капитала, выяснила профессор НИУ ВШЭ Ольга Волкова в первом исследовании отечественных практик Investor Relations.

Сто лет для отрасли

Российская сфера IR (Investor Relations в пер. с англ. – отношения с инвесторами) – это четыре профессии: директор/менеджер/начальник отдела/специалист по связям с инвесторами. Именно они официально признаны, то есть внесены в единый квалификационный справочник должностей.

Произошло это меньше 10 лет назад – в 2008-м. Возраст, по сравнению с зарубежным опытом, детский, с мировой историей отрасли – тем более.

Как профессия IR зародилась на рубеже XIX–XX веков. В  1953 году в General Electric (США) была создана первая специальная служба. Ее сотрудники распространяли информацию о компании, готовили публикации годовых отчетов и пресс-релизы о финансовых результатах.

Через 16 лет в США уже работала отраслевая организация – Национальный институт по связям с инвесторами. Позже подобные ассоциации появились в других странах, а сами IR прошли несколько этапов развития.

Этапы развития IR

 1953 год. Первая специальная служба, ответственная за создание у инвесторов положительного мнения о компании. Сформирована в General Electric (США) по инициативе председателя Совета директоров Р. Кординера.
 1969 год. Первая профессиональная организация – Национальный институт по связям с инвесторами (США). Сегодня подобные ассоциации существуют во многих странах и объединены в Глобальную сеть IR. В России в 2000 году образовалось НП «АРФИ» (Некоммерческое партнерство «Альянс развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами»).

 1970-е годы. На финансовых рынках вместо индивидуальных стали доминировать институциональные инвесторы. Специалистов по коммуникациям в службах IR сменили специалисты по финансам и учету, главной задачей которых стало не просто презентовать, а «продать» корпорацию, то есть максимизировать рыночную стоимость ее акций.
 2000-е годы.  После крахов нескольких крупных западных компаний (Enron, Arthur Andersen, Worldcom, Parmalat, Barings Bank, BCCI, Polly Peck, Lehman Brothers и др.) развитие IR ускорилось. На современном этапе усилия IR-специалистов направлены не на максимизацию стоимости ценных бумаг компаний, а на их справедливую оценку, на лучшее понимание деятельности компании инвестиционным сообществом и «управление ожиданиями» инвесторов и аналитиков.

Сегодня область действия IR достаточно широкая. Специалисты есть практически во всех зарубежных компаниях, в 56% из них существуют отдельные подразделения.

Области ответственности IR

 Финансовая отчетность и раскрытие информации (financial reporting and disclosures): обеспечение инвесторов квартальными и годовыми отчетами, подготовка материалов о деятельности компании и проч.
 Маркетинг политики компании в области привлечения источников финансирования (marketing the company’s investment thesis): разработка IR-стратегии, создание и мониторинг базы инвесторов, организация обратной связи с ними и проч.

 Коммуникации по поводу корпоративного управления (corporate governance communications): сопровождение особо важных или крупных инвестиционных проектов, деятельность по снижению репутационных рисков и проч.
 Публичное представление компании (public presence): подготовка заявлений и пресс-релизов, справочных материалов, взаимодействие с деловыми СМИ, рейтинговыми агентствами, презентация финансовых результатов на корпоративных интернет-сайтах и проч.

IR в структуре компаний

(по результатам исследования в США, Великобритании и странах континентальной Европы, Laskin, Koehler, 2012)
 15 человек, не более – численность IR-специалистов в публичных компаниях, включая крупные корпорации.

 56% компаний имеют отделы IR. В 28% специалисты работают в финансовых службах, в 9% – в PR-структурах.
 70% сотрудников IR получили образование в сфере финансов, учета, бизнеса/менеджмента, около 10% –  в области PR и коммуникаций.

Россия на старте

«Предметное поле IR в отечественной академической практике еще не сложилось, и, с большой вероятностью, сложится не скоро. Интерес к теме, начавший расти в прошлом десятилетии, после кризиса 2008–2009 годов почти иссяк», – говорится в исследовании.

IR в российской науке

 4 диссертации по теме IR защищено в вузах России с 2000 года.
 59 русскоязычных публикаций, посвященных IR, зарегистрировано в 2003–2015 годах в базах ВАК РФ и Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Три из этих публикаций – переводные монографии.

Динамика русскоязычных публикаций по теме IR

(НЭБ, количество публикаций, 2003–2015 гг.)

Источник: расчеты автора исследования

В российском образовательном пространстве IR представлены не слишком широко и почти исключительно в столице.

Первым и пока единственным отраслевым СМИ остается «IR magazine Russia & CIS» – совместный проект c международным ИД «Cross Border Ltd.», выпускающим профессиональный журнал «IR magazine».

IR в российском образовании

 Вузы России предлагают отдельные курсы по IR, полных бакалаврских или магистерских образовательных программ в этой области пока нет.
 Пионер в разработке IR-дисциплин – НИУ ВШЭ: с 2007 года здесь существуют магистерские курсы «Технологии взаимодействия с инвесторами», «Коммуникационные практики привлечения инвестиций – IR», «Investor Relation Management».

Внимание к IR

На конец 2014 года второе и третье места в списке крупнейших авиаперевозчиков России занимали две компании – «Трансаэро» и «ЮТэйр». Обе – публичные акционерные общества, основанные в начале 90-х, и обе в одно и то же время (2014 г.) попали в полосу финансовых проблем. Но дальше их история оказалась разной: «Трансаэро» в 2015 году прекратила деятельность, «ЮТэйр» продолжает работать.

По мнению Ольги Волковой, этот пример иллюстрирует важность выстраивания отношений с инвесторами. Сравнение интернет-сайтов «Трансаэро» и «ЮТэйр» показало разное качество IR. Необходимых данных у выжившей «ЮТэйр» было больше – контакты аналитиков, сведения об операционной деятельности, отчетность, и проч., в период финансовых трудностей все это находилось в открытом доступе.

Объяснять проблемы жизнестойкости компаний только их недостаточным вниманием к IR, конечно, неправильно. Но, как показало исследование, такой недостаток, даже среди ведущих организаций России, случай не единичный.

Только у 64% фирм из 100 крупнейших по объему реализации продукции на сайтах есть раздел, адресованный инвесторам. Это значительно меньше, чем в других странах: среди ведущих компаний Австралии, ЮАР, Великобритании, Нидерландов показатель равен 100%, Франции – 98%, Бельгии – 96%.

Содержание без формы

В том, какие сведения нужны инвесторам, мир равняется на стандарты Лондонской биржи (LSE). На сайтах российских компаний – участников исследования*, информация, рекомендуемая LSE, есть. Но ее объем и порядок размещения международным стандартам не соответствуют. Например:

 общие данные о компании (история, продукция и проч.) большинство ставит не в раздел для инвесторов, а как первый раздел меню сайта;
 все публикуют годовые отчеты, но не все – финансовую отчетность;
 налицо недостаток персональной информации. Как правило, указывается состав управляющих органов: совета директоров и др., но крайне редко встречаются биографии акционеров.

Еще одна особенность – наличие, в том числе в разделе IR, пункта «Раскрытие информации». «Факт объясним с точки зрения требований законодательства РФ. Но с позиций западной компании это более чем странно, поскольку всё размещаемое на страницах IR – это и есть раскрытие (Disclosure)», – отмечает исследователь.

В целом, по выводам мониторинга, информация для инвесторов от российских компаний соответствует мировой практике, но не всегда подается в удобном виде. Общих нормативов такой подачи в России нет. Их выработка – задача профессионального сообщества. А перспективы самой отрасли зависят от состояния экономики: «Стимулы для развития Investor Relations появятся лишь с выходом из экономического кризиса, оживлением финансовых рынков и ростом инвестиций в частные компании». IQ

* Информационную базу эмпирической части исследования составили интернет-сайты первых 100 организаций, входящих в «Рейтинг крупнейших компаний России RAEX-600» по объему реализации продукции за 2014 год.

Автор исследования:

Ольга Волкова, к. ф.-м. н., профессор департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
 

Материалы по теме

Женщины у руля

Каков гендерный баланс финансового топ-менеджмента в России

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний