• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Научно-образовательный портал IQНовостиТолько 12% некоммерческих организаций в России собирают деньги через интернет

Только 12% некоммерческих организаций в России собирают деньги через интернет

Онлайн-фандрайзинг – не самый распространенный способ привлечения средств российскими НКО, выяснили в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Исследование проводилось в 2017 году и затронуло 852 негосударственных некоммерческих организаций.

С помощью интернета собирают пожертвования лишь 12% из них, в том числе через:

 сайт (кнопка «сделать пожертвование») – 6% организаций;
 социальные сети (Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте» и пр.) – 6%;
 массовые электронные рассылки писем – 5%;
 краудфандинговые платформы – 2%.

Не особенно задействована и мобильная связь: сбором денег через sms занимается 5% организаций. В то время как среди населения популярность sms-пожертвований активно растет: в 2010 году их совершал лишь 1% граждан, в 2015-м – 15%.

Наиболее часто sms используют фонды, молодые (зарегистрированные не раньше 2011 года) и крупные (11–30 постоянных сотрудников) НКО.

Межрегиональные организации, НКО из 3–5 сотрудников и привлекающие к работе ежемесячно свыше 50 добровольцев чаще других  обращаются к различным мероприятиям и акциям. Они проводят благотворительные аукционы, обеды, балы, концерты и т.д.

В целом мероприятия и акции в качестве фандрайзинга выбирают 14% НКО. Столько же – 14% –  используют ящики для пожертвований, установленные в общественных местах: торговых центрах, банках, кинотеатрах, гостиницах, на вокзалах, в аэропортах и т.д.

Самым распространенным способом привлечения финансов (29% НКО) является разработка социальных проектов и подача их на различные конкурсы (частные, государственные, корпоративные).

21% организаций, в основном предоставляющих социальные услуги, собирает деньги с помощью личных встреч с донорами.

10% НКО практикуют частные пожертвования от сотрудников коммерческих организаций, в том числе регулярные отчисления с заработной платы.

Материалы по теме

Государство и НКО активизируют партнерство

Большинство некоммерческих организаций (НКО) считают, что государство в целом старается сотрудничать с третьим сектором – опорой гражданского общества. НКО, со своей стороны, тоже часто говорят о готовности к партнерству с властью. На практике доля примеров такого альянса скромна, хотя проявления встречного движения государства и третьего сектора очевидны. Об итогах опроса руководителей НКО рассказала в статье директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Роль НКО в социальной сфере должна расти

Некоммерческие организации (НКО) должны участвовать в решении социальных проблем, полагают рядовые граждане, представители власти, бизнеса. Сами представители этих организаций предпочитают вкладывать силы в развитие культурных и образовательных проектов, выяснила в ходе исследования директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

НКО в Восточной Европе не стали серьезной силой

В странах бывшего соцлагеря в Восточной и Центральной Европе некоммерческие организации (НКО) пока так и не стали драйвером общественного развития. Население неохотно поддерживает НКО, по-прежнему во многом полагаясь на государство. В свою очередь, общественные организации работают недостаточно профессионально, не располагают необходимыми ресурсами и пока не научились обеспечивать себе массовую поддержку, отметил в своем докладе ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Владимир Беневоленский.

Гражданское общество перед выбором

Во всем мире гражданское общество стоит перед новыми вызовами, обусловленными финансовым кризисом, сменой политических режимов, глобализацией, забюрократизированностью собственных институтов. Одна из задач, стоящих перед российскими НКО – балансирование между интересами государства, готового финансировать их проекты, и собственными стратегиями. Международный исследовательский проект «Гражданское общество на распутье»

Темные лошадки на государственном корму

Система распределения грантов между НКО непрозрачна и не в полной мере соответствует законодательству. Необходима унификация правил распределения средств между разными категориями НКО, создание единого официального портала по всем конкурсам для НКО

Некоммерческий сектор упустил из виду финансовую сферу

Некоммерческие организации присутствуют практически во всех сферах человеческой деятельности. Но только не в финансовой, что оставляет огромные финансовые потоки без общественного контроля. Исследование Хельмута Анхаера