• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рухнувшие в бедность

Чье благополучие не прошло проверку кризисом

Более 4,3 млн ранее благополучных россиян в результате кризиса оказались за чертой бедности. Экономические потрясения ударили по ним сильнее, чем по остальным бедным: не просто сократили доходы, но заставили отказаться от привычного образа жизни и пересмотреть свое место в социальной иерархии. Резкое обеднение 3% населения было обусловлено преимущественно прекариальным характером их рабочих мест, отмечается в исследовании* Екатерины Слободенюк.

Потерянный баланс

Доля россиян за чертой бедности в кризисном 2015 году составила почти 25%, увеличившись по сравнению с 2013 годом практически вдвое.

Столь значимый рост численности бедных, как считает автор исследования, был предсказуемым: на протяжении 2003–2013 годов до 15% населения хотя и получали доходы выше прожиточного минимума, но фактически балансировали на грани бедности, толкнуть за которую могло даже малейшее ухудшение ситуации. В кризис такое ухудшение произошло, и баланс был потерян.

Но прибавление бедных обеспечила не только эта «плавающая» группа. За чертой оказалась часть граждан, раньше не имевших отношения ни к бедности, ни к ее ближайшей периферии.

Именно на них кризис сказался сильнее всего: в отличие от остальных обедневших, свои финансовые потери они восприняли как крах привычного образа жизни и утрату прежнего социального статуса.

В октябре 2015 года доля таких резко обедневших составила 12% от общей численности бедных, или 3% населения страны в целом.

Структура бедных в России с учетом динамики их уровня жизни и социального статуса

  (октябрь 2015 г., %)

Резко обедневшие – материальное положение (по субъективным оценкам) ухудшилось, ощутили резкое падение своего социального статуса
Бедные – материальное положение (по субъективным оценкам) ухудшилось, но субъективная оценка своего места в обществе не изменилась
Все остальные бедные – материальное положение (по субъективным оценкам) не ухудшилось

Источник: расчеты автора исследования по данным мониторинга «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», ИС РАН, октябрь 2015.

Импортозамещение не в помощь

Среди резко обедневших меньше всего (3%) жителей мегаполисов. Больше половины (52%) проживает в населенных пунктах, где риски бедности выше, чем в крупных городах – в районных центрах, поселках городского типа и селах.

Практически две трети представителей этой группы заняты в первичном и вторичном (16% и 48%) секторах экономики. Работники этих секторов, «которые, казалось бы, в условиях реализации установок на импортозамещение должны оказаться в выигрыше, наиболее пострадали от экономической рецессии», говорится в исследовании.

Без защиты и гарантий

Почему же они беднеют, если у них есть работа? Потому что ввиду целого ряда причин (как не зависящих, так и зависящих от них самих) они занимают рабочие места худшего качества: без социального пакета, порой даже без письменного договора.

Резко обедневшие почти в два раза реже небедных имеют постоянную работу (41% против 78%), каждый пятый (21%) оформлен неофициально.

«Работающие по таким трудовым договорам россияне оказываются в зоне максимального риска бедности в условиях кризиса, так как легко могут потерять работу, что, собственно, и происходило», – говорится в исследовании.

В 2015 году 22% резко обедневших лишились работы (остальные бедные оставались без нее в три раза реже, небедные – в семь раз).

Чаще сталкивались с  задержкой зарплаты и оказывались в неоплачиваемом отпуске тоже в первую очередь резко обедневшие. У 43% из них заработок был урезан из-за кризисных трудностей предприятия.

Последствия кризиса в оценках бедного и небедного населения России

(октябрь 2015 г., %)

*указан процент от числа имеющих работу 
Источник: расчеты автора исследования по данным мониторинга «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», ИС РАН, октябрь 2015.

Пессимистами не рождаются

К сложностям с трудоустройстом добавляется иждивенческая нагрузка. В среде резко обедневших, как показало исследование, больше семей с неработающими пенсионерами и хроническими больными, в том числе инвалидами I и II групп.

Рост цен на постоянно необходимые лекарства привел к истощению семейных бюджетов. Среди других трудностей, спровоцированных кризисом, резко обедневшие чаще всего указывали:

 отсутствие социальных гарантий по старости, на случай безработицы и потери трудоспособности;

 проблемы с потреблением наркотиков и алкоголя у кого-то из членов семьи;

 депривацию в области питания (ограничение возможности качественно питаться, покупать продукты, полезные для здоровья);

 необходимость экономить на самом необходимом, например, на приобретении одежды и обуви.

Со всем этим резко обедневшие сталкивались чаще других. Из-за обострения этих проблем, а также потери работы и безуспешности в поиске новой, две трети из них думают, что в будущем их материальное положение только ухудшится.

Остальные россияне, несмотря на ущерб от кризиса, менее склонны к пессимизму: «ухудшения ситуации ожидает приблизительно треть как бедного, так и небедного населения (38 % и 33 % соответственно)».

 IQ

* В работе использованы результаты проекта НИУ ВШЭ «Анализ социально-экономического неравенства и перераспределительной политики, оценка уровня и качества жизни различных социальных групп и исследование факторов здорового и активного долголетия» (2017 г.).

Исследование проводилось на базе данных третьей волны мониторинга «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» (Институт социологии (ИС) РАН, октябрь 2015 г., объем выборки – 4000).

Автор исследования:

Екатерина Слободенюк, к.соц.н., ст. преподаватель департамента прикладной экономики, науч. сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ
 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 14 декабря, 2017 г.