• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иллюзорный идеал старения

Как выжить в мире культивируемой молодости

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Борьба за имидж

Одна из главных тем, которая поднималась в ходе интервью, касалась старения. В качестве информантов выступили жительницы Москвы в возрасте 50-60 лет, преимущественно работающие и имеющие высшее образование.

«В исследовании уделяется внимание одной составляющей активного старения – работе над телом, созданием «нестареющей» внешности через практики потребления. С теоретической точки зрения, меня интересовало пересечение между идеей успешного старения и так называемой неолиберальной логикой, которая в частности подразумевает перенос ответственности за социальные проблемы (безработица, нехватка доступного жилья, проблемы со здоровьем) с государства на автономного и рационального индивида. Идея переноса ответственности интересна для исследования на материале из России, так как в силу исторических причин россияне представляются как не совсем созревшие для жизни при капитализме, тяготеющие к ментальности государственного патернализма. Особенно это касается категорий населения, которые считаются заслуживающими заботу государства, например, пожилые/пенсионеры».

Мария Давиденко

Старение – часто болезненная тема для женщин. Даже, если речь идет о том, как «состариться правильно», респондентки все равно фокусируются на переживаемых негативных чувствах, морщинах, изменениях, которые происходят с телом. «Пока еще нормально, но потом… это не честно, когда женщина молодая, а потом бабушка … Я не хочу эту последнюю стадию», − говорит 57-летняя Мария, старший экономист, одна из участниц исследования.

В сознании жительниц мегаполиса солидный возраст – не просто утрата физической привлекательности, но и возможная утрата социального статуса. «Когда я недавно проходила собеседование, генеральный директора сказал, что он выбрал меня, потому что хотел видеть в офисе женщину с большим профессиональным опытом. Но у всех кандидаток был совковый вид. Это был такой комплимент в мою сторону, я получила предложение о работе». (Алина, 52 года, финансовый директор). Другая респондентка говорит: «…И я думаю, сейчас идет борьба за имидж, ты борешься… Если ты не выглядишь ОК, если у тебя плохое здоровье – ты не можешь занять свое место под солнцем» (Марта, 50 лет, IT инженер).

Дорогая молодость

Цена привлекательности в зрелом возрасте между тем достаточно высокая во всех смыслах. Например, регулярные косметические процедуры, которые в молодости не считаются обязательными, ближе к 50 воспринимаются как необходимость. У женщин, выглядящих «по-советски» часто отсутствуют желание, средства и возможности, чтобы соответствовать новым капиталистическим требованиям. А вписывающиеся в тренд жалуются на то, сколько сил и ресурсов требует поддержка привлекательности. «Мне приходится делать это каждую неделю (косметологические процедуры: ред.), если одну пропустишь, эффект от предыдущей теряется», – рассказывает 52-летняя Алина, которой удалось получить работу благодаря своему внешнему виду.

Большинство женщин, как показывает анализ, не всегда понимают, как им обходиться с процессом старения. «Страдать немного неправильно, потому что это естественно, никто этого не избежал… Единственное, когда нам было по 30,40 …, мы не думали [о старении]… Но теперь начинаю задумываться об этом … я не хочу стареть» (Ева, 59 лет, пенсионерка).

 Если бы все были полными  

Когда речь шла о регулярных практиках ухода за собой, 7 из 12 женщин, которые проходили индивидуальные интервью, акцентировали на попытках похудеть. Главное средство в практиках сбрасывания лишнего веса – диеты. Респонденток, совмещающих их с физической нагрузкой, – минимальное количество. Надежды в основном возлагаются на то, что стройная фигура возможна, если меньше есть, но это не всегда получается.

Одна из особенностей в ситуации лишнего веса – балансирование между чувством вины и самопринятием. «.. Диетолог, к которому я обратилась через свою старшую дочь, работающую в клинике в Женеве, думает, что женщины как я – просто коровы. Он не говорил это, но я видела, какие доходяги ему нравятся… Можно легко сбросить вес, следуя его рекомендациям, но я не смогла» (Мария, 57 лет, старший экономист).

Как и в случае с необходимостью регулярных практик ухода за собой, в борьбе за стройность женщины чувствуют давление. Диктат худого тела преследует везде, в том числе и в спортзале, где полным приходится особенно нелегко. Надо не только упорно трудиться, чтобы сбросить вес, но еще и преодолеть комплексы. «Когда я плаваю, я верю, что немного сбрасываю вес… Я начала тренировки, чем меньше вес, тем это легче дается. Это для здоровья, прежде всего, но также не очень приятно, когда встречаешь людей, и все – стройные, а ты толстый (смеется). Вот почему мне понравилось в Испании, где все были полными и красивыми… Там я себя чувствовала прекрасно. (Тамара, 50 лет, репетитор).

«С одной стороны, рассказы респонденток указывают на принятие идеи о личной ответственности за свое здоровье и внешность, которые, в их понимании, стали ценными ресурсами в условиях рынка. Но, с другой стороны, они мечтают о послаблении социального давления в плане ухоженной фигуры и внешности. Кажущиеся недостатки в их собственных телах осмысливаются через отсылки к факторам которые вне их контроля (наследственность или визуальное увеличение всей фигуры из-за большой груди, с которой ничего нельзя сделать) или причинам, которые позволяют им примириться с их телесностью в ее нынешнем виде (например, что мужчины все-таки предпочитают полных женщин)».

Мария Давиденко

Быть в тренде и не «косить под молодуху»

С возрастом женщина оказывается в поисках нового образа и имиджа, и здесь возникают противоречия. Деловая культура, с одной стороны, предъявляет высокие требования к внешнему виду и не приемлет «совковость». С другой, не редки ситуации, когда женщина в зрелом возрасте, надев юбку чуть выше колен, может оказаться объектом насмешек, в том числе со стороны сверстниц. «Недавно я видела двух тетенек в районе 35 в легинсах. Это ужасно! Разве можно на это смотреть? Это молодежная одежда. Можно носить это до 18 или до 20… но не в 35! (Нина, 50 лет, свободный художник).

Боясь показаться неадекватными, респондентки отказывают себе в ношении определенных вещей и аксессуаров. «Бывают моменты, когда в нашем возрасте хочется надеть что-нибудь такое, модное, но не подходящее нашей возрастной группе, что-то молодежное, и это бросается в глаза. И сразу видно – Нет, что-то не так, как будто косишь под молодуху». (Ева, 59 лет, пенсионерка). «… Я не могу позволить перейти эту границу, впасть в категорию городских сумасшедших женщин – когда ты одеваешься, как молодая – потому что ты выглядишь смешно. (Анна, 54 года, секретарь).

В 1970-80-е годы в советских женских журналах женщины до 45 лет изображались в основном, как стройные, а от 45 лет и старше как полные. Тексты, посвященные моде, методично напоминали какую одежду и из какой ткани надо избегать после 45. Например, не рекомендовались юбки выше колен и брюки.

Результаты анализа интервью подтверждают, что некоторые советские установки относительно «правильной» внешности для женщин 45-50 лет и старше действуют и сегодня. В результате современные жительницы крупных городов стараются следовать за трендами в моде, следить за кожей и т.п., чтобы не выглядеть «совково» и в то же время «не гнаться» за молодыми. «Идеал старения иллюзорен, – комментирует Мария Давиденко. – Женщинам приходится постоянно балансировать между нареканиями за неудачную имитацию молодости и нареканиями за недостаточную работу над собой».

IQ

Автор исследования:

Мария Давиденко, РhD, сотрудник Международного института экономики и финансов
 
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 25 декабря, 2017 г.