• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему госзакупки не помогают инновациям

Система госзаказа в России мало способствует развитию инноваций. В числе главных причин этого – особенности законодательства, заточенного на борьбу с коррупцией и недобросовестной конкуренцией. К таким выводам пришли исследователи из НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. 

Ученые провели опрос в экспертной среде, чтобы выявить и систематизировать проблемы, которые препятствуют развитию инновационных госзакупок в России. В качестве экспертов выступили представители бизнеса, сотрудники закупающих организаций, а также контролирующих органов в сфере госзаказа. Критерием отбора респондентов стало наличие практического опыта участия в процедурах закупок. 

В развитых странах широко распространена практика использования госзаказа для активизации инновационной деятельности. Например, в США это стимулировало развитие Интернета и производство полупроводников. Во Франции государственные закупки обеспечили развитие атомной энергетики и технологий строительства высокоскоростных железных дорог. Требования об инновационных закупках для государственных нужд закреплены в законодательстве большинства развитых стран и Россия — не исключение.

Правовые аспекты, с точки зрения экспертов, — наиболее существенные препятствия для инновационного потенциала госзакупок в России. Эксперты отмечали, что указание в техническом задании инновационных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг способно привести к привлечению заказчика к административной ответственности. Антимонопольный орган может трактовать эту ситуацию как попытку избежать открытой конкуренции и осуществить закупку у конкретного производителя, подрядчика или исполнителя. 

В числе факторов, препятствующих развитию инновационных закупок, обнаружился плохой менеджмент в организациях, делающих заказы. Не всегда есть специалисты, готовые и способные проводить процедуры по закупке инновационной продукции. Вероятность ошибок в случае таких процедур возрастает. А это означает, что стимулирование инноваций предполагает больший риск, чем обычные закупки. В результате, как отмечает автор исследования, заведующая региональным центром подготовки кадров для системы государственных закупок НИУ ВШЭ Надежда Сироткина, желание государственных заказчиков минимизировать риски становится серьезным ограничением на пути организации инновационных закупок.

Помимо особенностей законодательства и проблем менеджмента в ходе исследования выявились другие факторы, препятствующие развитию инноваций. Это, например, занижение стартовой цены по сравнению с реальной и отсутствие у бизнеса информации о потребности государственных заказчиков в инновационной продукции. 

21 февраля