• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейросеть идет в кино

Искусственный интеллект может предсказывать коммерческий успех фильмов

©Essentials/ISTOCK

Если бы бюджет фильма «Код да Винчи» был на $15 млн больше, а сам фильм – сиквелом и длиннее на три минуты, его кассовые сборы выросли бы на 25%. Спрогнозировать финансовый успех можно для любой киноленты. Делать это способен искусственный интеллект – нейросетевая модель, разработанная исследователями ВШЭ.

Нейроны для кинобизнеса

На коммерческий успех фильма влияет множество факторов — от бюджета и жанра до наличия спецэффектов, уровня актеров, возрастных ограничений, количества экранов.

Предсказать, что и в какой мере скажется на результатах проката, сложно, но благодаря развитию современных технологий — возможно. Профессор Леонид Ясницкий  предлагает использовать для этого метод нейросетевого прогнозирования. Ученый создал экономико-математическую модель, основанную на нейронной сети, и с ее помощью вычислил зависимость кассовых сборов от различных параметров фильма.

Было взято 20 параметров:


год выпуска фильмастрана-производительбюджет фильма
на чем основан сценарий
(реальные 
события,
литературное произведение, оригинальная идея и т.д.)
тип драматического
жанра (трагедия, комедия, мелодрама и т.д.)
наличие или отсутствие 
вымышленных 
персонажей
(говорящие животные
или предметы, роботы,
магические существа,
супергерои и т.п.)
продолжительность фильманаличие в фильме злодеяявляется ли фильм 
приключенческим
является ли фильм
продолжением другого 
фильма (то есть является
следующей серией франшизы)
является ли фильм
частью трилогии,

в которой третья часть
разделена на два фильма
возраст, с которого
допускается просмотр
является ли фильм
фантастическим
 пол режиссеравозраст режиссера 
на момент создания фильма
наличие у режиссера
успешных киноработ до
создания данного фильма
наличие у режиссера
номинаций на премии
«Оскар» и (или) «Золотой глобус»
наличие у режиссера
премий «Оскар» и (или) «Золотой глобус»
наличие у режиссера
награды
«Золотая малина»
наличие у актеров 
номинаций на премии «Оскар»
и (или) «Золотой глобус»
 

 

Применительно к модели эта двадцатка стала 20-ю входными переменными (нейронами), а выручка от проката (мировые кассовые сборы) — единственной невыходной, то есть результатом моделирования.

Бюджет решает

Нейросетевая модель была обучена (ее переменные подстроены под конкретную задачу) и реагировала на виртуальные изменения каждого из 20 нейронов. Она вела себя так, как вела бы себя моделируемая область, то есть кинобизнес. Эту адекватность подтвердили тесты на фильмах США с кассовыми сборами в диапазоне от $1–3 миллиона.

Поочередно исключая входные переменные (параметры фильма), исследователи наблюдали за погрешностью тестирования: чем она выше, тем больше параметр влияет на кассовые сборы.

Самыми значимыми оказались бюджет киноленты, ее продолжительность и является ли фильм сиквелом (следующей серией франшизы). В меньшей степени важны основа сценария, год создания и возраст режиссера.

Значимость параметров кассовых сборов кинофильмов США

Источник: расчеты авторов исследования

Эксперименты над фильмами

Нейросетевая модель позволяет не только строить прогнозы, но и менять их в наиболее благоприятную для кинобизнеса сторону.

«Варьируя входные параметры и производя вычисления, можно сформировать конкретный список рекомендаций, способствующих увеличению кассовых сборов и прибыли», — говорит Леонид Ясницкий.

Для проверки этого утверждения были проведены виртуальные компьютерные эксперименты над двумя фильмами с разными бюджетами и кассовыми сборами: «Код да Винчи» и «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза».

«Код да Винчи»   

В действительности:

бюджет картины – $125 млн, кассовые сборы в мире – $758,2 млн.

Прогноз нейросети:

при ступенчатом росте бюджета на $5–30 млн фильм собрал бы в прокате на $12–92 млн больше, прибыль (разность между кассовыми сборами и бюджетом) выросла бы на $7–62 млн;

 увеличение продолжительности картины на 5–15 минут = росту сборов на $3–16 млн;

если бы фильм являлся продолжением, его «касса» составила бы не $758, а $900 млн (считается, что на сиквелы зритель идет охотнее, чем на фильмы с абсолютно непредсказуемым сюжетом).

Рекомендации по итогам прогноза: увеличение бюджета на $15 млн и продолжительности фильма на три минуты, а также продолжение  франшизы (фильм как сиквел) дали бы кассовым сборам еще 25%.

«Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза»  

В действительности: бюджет — $115 млн, кассовые сборы в мире — свыше $1 млрд.

Прогноз нейросети:

  рост бюджета на $5 млн увеличил бы на такую же сумму кассовые сборы, но не сказался бы на прибыли;

 при дальнейшем росте бюджета сборы остаются прежними, а прибыль сокращается;

 даже малейшее уменьшение бюджета несет значительные потери «кассы» и прибыли.

Рекомендации по итогам прогноза: при планировании фильма сумма его бюджета, как и другие параметры, была выбрана оптимально, что обеспечило коммерческий успех картины.

Таким образом, эксперименты показали, что виртуальное увеличение бюджета по-разному сказывается на прогнозируемых кассовых сборах и величине прибыли – ведет либо к их увеличению, либо к замедлению или падению роста. Зная это и используя предложенную модель, принимать оптимальные бизнес-решения можно еще на этапе планирования будущих фильмов.
IQ

Авторы исследования:
Леонид Ясницкий, доктор технических наук, профессор факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми
Наталья Белобородова, студентка факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми
 
Екатерина Медведева, студентка факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 12 марта