• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейросеть идет в кино

Искусственный интеллект предсказывает коммерческий успех фильмов

©Essentials/ISTOCK

Если бы бюджет фильма «Код да Винчи» был на $15 млн больше, а сам фильм — сиквелом и длиннее на три минуты, его кассовые сборы выросли бы на 25%. Спрогнозировать финансовый успех можно для любой киноленты. Делать это способен искусственный интеллект — нейросетевая модель, разработанная исследователями ВШЭ.

Нейроны для кинобизнеса

На коммерческий успех фильма влияет множество факторов — от бюджета и жанра до наличия спецэффектов, уровня актеров, возрастных ограничений, количества экранов.

Предсказать, что и в какой мере скажется на результатах проката, сложно, но благодаря развитию современных технологий — возможно. Профессор Леонид Ясницкий предлагает использовать для этого метод нейросетевого прогнозирования. Ученый создал экономико-математическую модель, основанную на нейронной сети, и с ее помощью вычислил зависимость кассовых сборов от различных параметров фильма.

Было взято 20 параметров:

  1. год выпуска фильма
  2. страна-производитель
  3. бюджет фильма
  4. на чем основан сценарий (реальные события, литературное произведение, оригинальная идея и т.д.)
  5. тип драматического жанра (трагедия, комедия, мелодрама и т.д.)
  6. наличие или отсутствие вымышленных персонажей (говорящие животные или предметы, роботы, магические существа, супергерои и т.п.)
  7. продолжительность фильма
  8. наличие в фильме злодея
  9. является ли фильм приключенческим
  10. является ли фильм продолжением другого фильма (то есть является следующей серией франшизы)
  11. является ли фильм частью трилогии, в которой третья часть разделена на два фильма
  12. возраст, с которого допускается просмотр
  13. является ли фильм фантастическим
  14. пол режиссера
  15. возраст режиссера на момент создания фильма
  16. наличие у режиссера успешных киноработ до создания данного фильма
  17. наличие у режиссера номинаций на премии «Оскар» и (или) «Золотой глобус»
  18. наличие у режиссера премий «Оскар» и (или) «Золотой глобус»
  19. наличие у режиссера награды «Золотая малина»
  20. наличие у актеров номинаций на премии «Оскар» и (или) «Золотой глобус»

Применительно к модели эта двадцатка стала 20-ю входными переменными (нейронами), а выручка от проката (мировые кассовые сборы) — единственной невыходной, то есть результатом моделирования.

Бюджет решает

Нейросетевая модель была обучена (ее переменные подстроены под конкретную задачу) и реагировала на виртуальные изменения каждого из 20 нейронов. Она вела себя так, как вела бы себя моделируемая область, то есть кинобизнес. Эту адекватность подтвердили тесты на фильмах США с кассовыми сборами в диапазоне от $1–3 миллиона.

Поочередно исключая входные переменные (параметры фильма), исследователи наблюдали за погрешностью тестирования: чем она выше, тем больше параметр влияет на кассовые сборы.

Самыми значимыми оказались бюджет киноленты, ее продолжительность и является ли фильм сиквелом (следующей серией франшизы). В меньшей степени важны основа сценария, год создания и возраст режиссера.

Значимость параметров кассовых сборов кинофильмов США

Источник: расчеты авторов исследования

Эксперименты над фильмами

Нейросетевая модель позволяет не только строить прогнозы, но и менять их в наиболее благоприятную для кинобизнеса сторону.

«Варьируя входные параметры и производя вычисления, можно сформировать конкретный список рекомендаций, способствующих увеличению кассовых сборов и прибыли», — говорит Леонид Ясницкий.

Для проверки этого утверждения были проведены виртуальные компьютерные эксперименты над двумя фильмами с разными бюджетами и кассовыми сборами: «Код да Винчи» и «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза».

«Код да Винчи»

В действительности:
бюджет картины — $125 млн, кассовые сборы в мире — $758,2 млн.

Прогноз нейросети:

при ступенчатом росте бюджета на $5–30 млн фильм собрал бы в прокате на $12–92 млн больше, прибыль (разность между кассовыми сборами и бюджетом) выросла бы на $7–62 млн;

увеличение продолжительности картины на 5–15 минут равен росту сборов на $3–16 млн;

если бы фильм являлся продолжением, его «касса» составила бы не $758, а $900 млн (считается, что на сиквелы зритель идет охотнее, чем на фильмы с абсолютно непредсказуемым сюжетом).

Рекомендации по итогам прогноза:
увеличение бюджета на $15 млн и продолжительности фильма на три минуты, а также продолжение франшизы (фильм как сиквел) дали бы кассовым сборам еще 25%.

«Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза»

В действительности:
бюджет — $115 млн, кассовые сборы в мире — свыше $1 млрд.

Прогноз нейросети:

  рост бюджета на $5 млн увеличил бы на такую же сумму кассовые сборы, но не сказался бы на прибыли;

при дальнейшем росте бюджета сборы остаются прежними, а прибыль сокращается;

даже малейшее уменьшение бюджета несет значительные потери «кассы» и прибыли.

Рекомендации по итогам прогноза:
при планировании фильма сумма его бюджета, как и другие параметры, была выбрана оптимально, что обеспечило коммерческий успех картины.

Таким образом, эксперименты показали, что виртуальное увеличение бюджета по-разному сказывается на прогнозируемых кассовых сборах и величине прибыли — ведет либо к их увеличению, либо к замедлению или падению роста. Зная это и используя предложенную модель, принимать оптимальные бизнес-решения можно еще на этапе планирования будущих фильмов.
IQ


Авторы исследования:
Леонид Ясницкий, доктор технических наук, профессор факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми
Наталья Белобородова, студентка факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми
 
Екатерина Медведева, студентка факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 12 марта, 2018 г.