• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Крестьянин без будущего

Сельские жители стыдятся своей работы и не видят в ней перспектив

Крестьянский труд, считавшийся почетным в советское время, сегодня потерял престиж и уважение. Для жителей сел — это травмирующее обстоятельство, подтверждают результаты исследования, проведенного на факультете социальных наук НИУ ВШЭ.

Пренебрежение детей и ностальгия по прошлому

Крестьяне разочарованы реформами сельского хозяйства и не видят перспектив в будущем. Главный мотив их работы — обеспечить удовлетворение базовых потребностей. В личный успех они практически не верят. Одна из причин этого — разрушение прежней идентичности и стыд за собственный статус и деятельность. В ходе исследования авторы взяли полуструктурированные интервью у более чем 30 сельчан, проживающих в Белгородской области.

Результаты показывают, что негативные эмоции нередко провоцирует близкое окружение. Часто это дети, которые не желают оставаться в селах и стремятся уехать в города. «Вы все еще батрачите на полях!» или «Опять вы ерундой занимаетесь!», — такие пренебрежительные высказывания по отношению к матерям и отцам — не редкость со стороны молодежи, покинувшей родные дома.

Труд, который не ценится даже собственными детьми, не может не вызывать смущение и стыд, отмечают авторы. Переживание этих эмоций, их истоки и следствия — один из ключевых аспектов исследования. Будучи не вполне осознаваемым, хронический стыд усугубляет кризис идентичности крестьянина, отмечают авторы.

Ощущение незначительности проявляется через высказывания, типа: «Что ж я — клоп какой-то» (мужчина, 45 лет) или «Не надо нам ничего, потому что уже просто дышать нечем — не то, что жить, а дышать нечем. Крестьяне как были на коленях, так и останутся на коленях» (женщина, 40 лет).

Несмотря на то, что советская система колхозов и совхозов осталась в конце прошлого века, сельчанам так и не удалось выстроить новую идентичность. Респонденты ностальгируют по ушедшим временам. «Что хорошо было — это вот мы работали в колхозе — это уважаемый труд был, как-то встаешь утром — идешь на работу, ты при деле, на тебя люди смотрят», − говорит информантка 60 лет. 

Тяжелый и неблагодарный

Теперь труд крестьянина воспринимается как неблагодарный — не только в плане уважения со стороны окружающих, но и материального вознаграждения. Респонденты акцентируют внимание на тяжести своей работы и неприятных аспектах, связанных с ней: «… это животноводство, это, как сказать — г…о? С утра до ночи. Запах…».

Помимо испытываемого стыда, крестьяне переживают чувство несправедливости.

Респонденты сетуют, что много вкладываются физически, но в результате либо ничего не получают, либо мало. «Сельхозпродукция — она не кормит людей — тут мучений больше… Везде все растет, а деревенские —ни хрена себе не стоят… Крестьянина как душили, так и душат», — считает один из информантов, мужчина 60 лет. 

Жители сел описывают и такие ситуации, когда произведенная ими продукция просто оказывалась невостребованной. «Вот года два назад мы с детьми капусту сажали — 90 тонн в мусорку вывезли капусты! Никому она не нужна была вообще. Ну давай по новой сажать — стараемся, сделали хранилище, все по новой, ну а дети-то смотрят, они-то хотят — вот если сделал — и сразу результат. Потому что обычно, если сделал — и ничего не получил, — обычно человек расстраивается», — говорит индивидуальный предприниматель, 45 лет.

Презрение к бездельникам и успешным 

Если владелец собственной фермы готов, в случае неудач, пробовать заново, то обычные крестьяне часто не видят перспектив в своей работе. При этом они испытывают чувство зависти и неприязни к тем, кто добился больших успехов. Иногда негативные чувства выливаются в откровенное вредительство, когда нанятые работники специально портят урожай. Также зависть выражается в саботаже и отчужденности в отношениях. Крестьяне отказываются работать на своих односельчан, готовых нанимать людей. «Говорят, да хоть тысячу плати, но на частника работать не хотят. Не то что нет работников — они есть, а сюда не пойдут», — рассказывает респондент 45 лет.

Примеры успешных фермеров и несоответствие собственной жизни предлагаемым сегодня стандартам — дополнительное обстоятельство, которое наносит удар по идентичности крестьян. Не понимая и не осознавая своего места в обществе, они оказываются неспособными планировать будущее и видят его в темных тонах. «Думали, с каждым годом все лучше будет. Хотели работать нормально — свеклу выращивать, подсолнух. Короче, жить, как нормальные люди. Но не тут-то было…», — говорит респондентка 47 лет. Результат разочарований — утрата контроля над собственной реальностью.

Основной мотив трудовой деятельности крестьян — выживание. При этом они осуждают, с одной стороны, бездельников, с другой — тех, кто «слишком много» сил и времени уделяет «заработку». «Поскольку чувство подавленности на селе носит массовый характер, группа стремится восстановить утраченное равновесие. В результате порождается особая моральная интерпретация или оправдание экономической пассивности — посттравматическая «этика праздности», − объясняют ученые. 
IQ

Авторы исследования:
Мария Козлова, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Ольга Симонова, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 марта, 2018 г.