• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как выманить бизнес из тени

Стратегия «кнута» на теневой бизнес в России действует сильнее, чем стратегия «пряника». В случае угрозы предприниматели стремятся снизить риски. А обещаниям преференций в обмен на легализацию они верят не всегда, показали результаты совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ, Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана и Немецкого института международной политики и безопасности Александра Либмана и Яниса Клуге. 

Ученые проанализировали, как действуют две разные стратегии — «кнута» и «пряника» — в отношении теневого бизнеса в России. С одной стороны, речь идет о введении более жестких наказаний и штрафов, с другой — о потенциальных дополнительных преимуществах, которыми пользуются только зарегистрированные компании. В первом случае бизнес может столкнуться с повышением издержек, во втором — получить преференции. Например, это может быть доступ к государственным субсидиям.

Авторы провели исследование на примере рынка такси в российских регионах. До появления агрегаторов типа Яндекс.Такси доля неформального сектора в этой сфере была значительной, а барьеры для легализации достаточно низкими.

В отличие от многих других стран, количество лицензий в российских городах и регионах не ограничено. Поэтому владельцы автомобилей, желающие заняться извозом, могут относительно легко получить официальный статус. И это не ведет ни к каким дополнительным рискам. В торговой деятельности, например, руководителям неформального бизнеса, желающим легализоваться, надо объяснять проверяющим органам, как они использовали ранее оборудование или площади.

В ходе исследования авторы учитывали количество выданных в регионах лицензий такси. Чтобы оценить, как используется стратегия «пряника», ученые проанализировали объемы субсидий малому и среднему бизнесу в конкретных областях и краях. А стратегия «кнута» рассматривалась через уровень строгости судебных приговоров по схожим делам в разных субъектах РФ.

В работе исследуется рынок такси по состоянию на 2015 год. В выборку включены все регионы России, за исключением Чечни, автономных округов, а также нескольких регионов, для которых данные о количестве выданных лицензий не были доступны (Ингушетия, Республика Алтай и Еврейская автономная область). Существующий порядок лицензирования был введен в 2012 году. К 2015-му он уже функционировал три года, что позволяет оценить масштабы спроса на легализацию в различных регионах.

Результаты показали, что с учетом целого ряда характеристик «спроса» и «предложения», чем жестче судопроизводство, тем выше число легальных такси в регионе. Субсидии не оказывают никакого влияния на решение о легализации.

Такие выводы не являются неожиданными, отмечают авторы. Чтобы сработала стратегия «пряника», «обещания» государства должны восприниматься как «достоверные». Предпринимателям нужна уверенность, что они действительно в перспективе получат связанные с легализацией преимущества. Здесь требуется доверие к государству, уровень которого в России пока невысок. Стратегия «кнута», основанная на чистой угрозе, доверия не требует. Она срабатывает только потому, что предприниматели стремятся снизить риски, с которыми они сталкиваются в повседневной деятельности. 

22 марта, 2018 г.