• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как по­ли­ти­че­ское управление влияет на ре­гу­ли­ро­ва­ние экономики

В регионах, где преобладает демократический стиль управления, экономика отличается более формальным регулированием. Местные элиты здесь активнее используют право для защиты своих интересов, что влияет на количество законодательных актов. Это подтвердилось в ходе исследования, проведенного в НИУ ВШЭ и Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана.

Демократические и авторитарные системы сильно отличаются друг от друга с точки зрения своей экономической политики – например, либерализации внешней торговли, производства общественных благ и т.д. Глубокое различие есть и в том, как осуществляется регулирование экономики.

С одной стороны, государство может опираться на формальные правила и нормы, четко предписывающие те или иные стратегии поведения. С другой, возможен отказ от детального регулирования. В этом случае система использует лишь рамочные нормы, а конкретное воплощение остается в руках чиновников, взаимодействующих с теми или иными экономическими агентами.

Автор исследования Александр Либман поставил задачу выяснить, какие режимы склонны к большей детализации права – автократии или демократии. Ответить на вопрос с помощью межстрановых сравнений сложно, – правовые системы стран сильно отличаются друг от друга.

Поэтому анализ проводился на примере российских регионов. Они имеют разные стили политического управления — более демократические или авторитарные. В то же время все субъекты РФ находятся в едином правовом поле.

Политическая конкуренция в рамках исследования измерялась с помощью индекса демократичности Центра Карнеги. Автор сравнил количество законов и подзаконных актов в регионах. Там где их больше, соответственно, работает более детальное формальное регулирование. Анализ показал, что оно характерно для плюралистического стиля управления. «Одно из возможных объяснений этого связано с разобщенностью и конкуренцией элит в демократических регионах. Они активнее прибегают к использованию права для “защиты” своих позиций», — отмечает Александр Либман. В авторитарных политических системах, полностью контролируемых одной элитной группой, такая «защита» не требуется.

В ходе исследования также выяснилось, что последствия более детального регулирования, с точки зрения привлекательности региона для бизнеса, неоднозначны. Автор рассмотрел ряд показателей территориального бизнес-климата, основанных, в том числе на опросах предпринимателей. «Более детальное регулирование может стать бременем для деловой среды, ограничивая ее возможности и способность к адаптации. Но в то же время оно может содействовать защите прав и интересов бизнеса – как от конкурентов, так и от государственных структур», — комментирует исследователь.

28 марта