• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Список литературы: исследования популярной музыки

Фанатские сообщества, пираты, детройтский хэви-метал, битломания и MTV

В новом выпуске рубрики «Список литературы» исследовательница популярной музыки Александра Колесник рассказывает о главных книгах, посвященных popular music studies.
 

Sociology of Rock (Communication and society). Simon Frith

Можно сказать, именно с этой книги начинается социология популярной музыки в ее современном понимании. Социолог из Эдинбургского университета Саймон Фрис провел существенную ревизию терминологии и подходов к изучению современной музыки, которые еще в 1940-е годы предлагал немецкий философ Теодор Адорно в своих лекциях, которые легли в основу его влиятельного труда «Введение в социологию музыки». Фрис предлагает взглянуть на современную популярную музыку, которая в его интерпретации была представлена рок-музыкой, как на сложную систему социальных институтов, практик и идеологий, безусловно, подчиненных коммерческой логике и в значительной степени стандартизированных (как доказывал Адорно), но вместе с тем, являющихся пространством для создания и трансляции массы дополнительных смыслов.

Subculture: The Meaning of Style. Dick Hebdige

Это еще одна классическая работа в области изучения современной музыки. Дик Хэбдидж, теоретик cultural studies , ввел в научный оборот понятие «субкультура», которое он изучал на примере современной ему молодежной культуры и, прежде всего, панк-движения в Великобритании. Комбинируя подходы семиотики, социологии девиации и марксистской теории в версии культурных исследований, Хебдидж показал, как формируются субкультуры, как устроен их знаково-символический язык (жесты, одежда, внешний вид, манера поведения, т.д.), какие идеи субкультуры могут транслировать посредством этого языка. В дальнейшем понятие «субкультура» в интерпретации Хебдиджа было сильно переосмыслено в работе социолога Сары Торнтон «Club Cultures: Music, Media and Subcultural Capital» (1995), а также в работах социолога Елены Омельченко и ученых из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ, предложивших новые понятия для характеристики современных молодежных культур — «пост-субкультура» и «молодежные сцены» (2013, 2017).

Popular Music Studies. David Hesmondhalgh, Keith Negus

Одна из первых работ, посвященных современным исследованиям популярной музыки в русле культурных исследований — popular music studies . Данное междисциплинарное направление появилось во второй половине 1980-х гг. в Великобритании и в настоящее время является основным исследовательским полем изучения популярной музыки. Дэвид Хезмондалш и Кит Негус — представители второго поколения popular music studies , развивающие современные междисциплинарные подходы к изучению популярной музыки в русле социологии музыки, музыкального менеджмента, культурных исследований, media studies и этномузыковедения. В книге представлены ключевые концепции, методы и методологические наработки, а также базовые понятия popular music studies .

Sound and Vision: The Music Video Reader. Simon Frith, Andrew Goodwin, Lawrence Grossberg (eds.)

Эта коллективная монография — первый фундаментальный труд по изучению музыкальных видео: клипов и промо-роликов. Книга вышла под редакцией главных теоретиков современных исследований популярной музыки социолога Саймона Фриса, музыковеда и исследователя медиа Эндрю Гудвина и известного культуролога Лоуренса Гроссберга. Авторы концептуализируют музыкальные видео как отдельную медийную форму, которая не только выполняет важную рекламную функцию в музыкальной индустрии, но является значимой составляющей культуры постмодерна. В книге детально прорабатываются методы анализа музыкальных видео, отличные от анализа фильмов и других визуальных форм. Несмотря на то, что она была написана в начале 1990-х гг. преимущественно на материале MTV (к слову, в книге содержится много экскурсов в историю первого музыкального канала), общая теоретическая рамка анализа музыкальных видео актуальна и в настоящее время.

Making Popular Music: Musicians, Creativity and Institutions. Jason Toynbee

Монография известного исследователя медиа Джейсона Тойнби посвящена проблемному вопросу в рамках popular music studies — созданию музыки. Автор тщательно разбирает специфику музыкальных записей и те социальные институты и практики, через которые опосредована их подготовка: демо-записи, работа с музыкальным лейблом, звукозапись, оформление диска, промо-кампании и т.д. Вместе с тем, Тойнби проблематизирует понятие «музыкального творчества» ( music creativity ), показывая, как конструируется имидж музыканта/группы в разных музыкальных жанрах; как технически осуществляется звукозапись и какие агенты вовлечены в этот процесс; через какие каналы осуществляется реклама; как понимается вопрос авторства, особенно в случае с поп-музыкой, когда за громкими именами, например, Мадонны или Майкла Джексона, стоит большая команда имиджмейкеров, менеджеров и продюсеров.

 

Genre in Popular Music. Fabian Holt

Работа немецкого музыковеда Фабиана Хольта — одна из первых, посвященных непосредственно жанрам популярной музыки как социальному конструкту. Проблематизация жанра пришла в изучение популярной музыки из исследований кино ( cinema studies, film studies ), но интерес к жанру в академической среде появился только в середине 1990-х годов. До этого времени ученых интересовали лишь отдельные характеристики и составляющие жанра. В первую очередь, это касалось определения жанра как элемента и инструмента культурного и субкультурного разграничения. Хольт предложил в большей степени обратить внимание на музыкальные практики и опыты, через которые формируются музыкальные жанры, характеризуя жанры в целом как социальные и дискурсивные сети. Такое определение жанра позволяет учесть специфику фанатской культуры, которая складывается вокруг жанра, разных медиа и языка, которые используются для характеристики и описания конкретного жанра.

Performance and Popular Music: History, Place and Time. Ian Inglis (ed.)

Коллективная монография, вышедшая под редакцией известного социолога Йена Инглиса, посвящена культурному значению музыкальных концертов. Разбирая разные примеры из музыкальной истории — выступление «The Beatles» на шоу Эда Салливана в 1964 г., с которого началась «битломания» в США; фестиваль Вудсток 1969 г.; первые концерты группы «Sex Pistols» в Великобритании, ознаменовавшие начало панк-движения; др. — авторы предлагают не только посмотреть на специфику концертных выступлений и концертной индустрии в целом, но и на значение разных концертов в европейской и американской истории ХХ в.

Sound Tracks: Popular Music, Identity, and Place. John Connell, Chris Gibson

В работе географов Джона Коннелла и Криса Гибсона освещается крайне актуальная в последние годы проблема соотношения популярной музыки и городов, которая получила развитие в русле культурной географии. Авторы изучают, как музыка влияет на создание городских образов и как городские дефиниции, в свою очередь, нередко характеризуют определенные музыкальные жанры и направления (например, «свингующий Лондон», «новоорлеанский джаз», «манчестерский нью-вейв», «детройтский хеви-метал», т.д.). Задаваясь вопросом о том, что популярная музыка может «рассказать» о городе, авторы обратились к рассмотрению музыкальной истории в контексте истории городской. Они анализировали формирование локальных музыкальных сцен (на уровне района, города или региона), специфических локальных идентичностей через музыкальный опыт.


Popular Music Fandom: Identities, Roles and Practices. Mark Duffett

Эта коллективная монография вышла под редакцией известного культуролога Марка Даффетта, который одним из первых начал изучать аудитории музыкальных фанатов и музыкальные фандомы. Исследования фанатских культур динамично развиваются в последние 5–6 лет. Если о литературных фандомах или фанатах аниме существует немало работ, то музыкальные фанаты до выхода этого сборника оставались практически маргинальной темой. Даффет предлагает отказаться от доминировавшей ранее идее характеризовать музыкальных фанатов в качестве девиантной группы, а посмотреть на те культурные практики, пространства и смыслы, которые они предлагают и создают. Изучая разные фанатские сообщества — джазовые фандомы, интернет-комьюнити поклонников музыкальных фестивалей, коллекционеров виниловых пластинок и т.д., авторы фиксируют, через какие институты и медиа опосредуется фанатская активности, как фанаты сопротивляются коммерциализации их культуры, как они влияют на саму музыкальную индустрию.


This is Not a Remix: Piracy, Authenticity and Popular Music.
Margie Borschke

Несмотря на длительную историю разных форм музыкального пиратства, эта тема оказалась малоизученной в современных гуманитарных и социальных науках. Культуролог Марджи Боршке предлагает посмотреть, как изменилось понятие музыкального пиратства с появлением и развитием цифровых медиа. Автор фокусируется не только на каналах неофициальной дистрибуции популярной музыки (торрент-трекеры, файлообменники и т.д.), но и на культурном значении музыкального пиратства в стимулировании локальных и региональных музыкальных рынков, развитии фанатских сообществ, появлении новых музыкальных форм (мэшапов, ремиксов и всевозможных «переработок» музыки).

IQ

Автор текста: Колесник Александра Сергеевна, 6 апреля