• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейский досуг

Как ценностные изменения влияют на культурное потребление в развитых странах

©Essentials/ISTOCK

Сегодня не только экономический и образовательный статус определяют уровень вовлеченности в культурные практики, но и ценности. Чем больше человек ценит свободу, тем меньше влияние классовых различий на уровень культурного потребления среди населения. Это подтвердилось в ходе исследования ЛССИ НИУ ВШЭ*.

Лидеры и аутсайдеры

Автор исследования Виолетта Корсунова изучила уровень культурного потребления в европейских странах и его связь с изменением ценностей среди населения. В анализе фигурируют данные Евробарометра и Европейского исследования ценностей (EVS) по 30 европейским странам. В фокусе внимания такие культурные практики, как посещение оперы, балета, кино, драматического театра, музыкальных концертов, публичных библиотек, исторических реконструкций, просмотр или прослушивание программ об искусстве и творчестве, чтение романов, стихов и пьес.

Уровни культурного потребления в рамках исследования определялись следующим образом :
 Очень высокий уровень — человек в течение последнего года был вовлечен, как минимум, в пять культурных практик пять раз. Например, пять раз был в театре, пять раз на концерте, прочел пять книг и т.д.
 Высокий уровень — вовлеченность в 3-4 практики пять раз и более в течение года
 Средний уровень — вовлеченность в 1-2 практики не менее пяти раз за год
 Низкий уровень — вовлеченность в какие-либо культурные практики менее пяти раз за год.

«Если респондент 5 раз был включён в 5 практик, это значит, что он был включен в среднем в несколько практик в месяц, что можно считать высоким уровнем культурного потребления», —комментирует автор.

Выяснилось, что в семи европейских странах уровень культурного потребления, как минимум, у половины населения — низкий. Это Греция, Португалия, Италия, Румыния, Польша, Венгрия, Кипр. В то же время доля граждан, уделяющих максимальное время культурному досугу, невелика во всех странах. Лидируют Швеция (16% населения), Дания (10%), Нидерланды (9%). В целом эти же страны вместе с Эстонией и Латвией составляют пятерку лидеров — здесь население наиболее активно ходит по театрам, в кино, читает книги и т.д. Большинство стран показывает средний уровень, то есть, участие населения в 1-2 культурных практиках не менее пяти раз в год. 

Эстония и Латвия неожиданно оказались в лидерах культурного потребления — экономическая ситуация здесь не настолько благоприятная по сравнению с другими странами ЕС. Это требует дополнительных исследований, комментирует автор.

Влияние социального статуса и ценностей

Исследования показывают, что принадлежность к тому или иному социальному классу играют определяющую роль в том, насколько активен человек в культурном плане. Чем выше образование и экономический статус, тем чаще человек посещает театры, балет, оперу, кино и т.д.

Тем не менее, есть различия между странами. Так в США, Швеции и Израиле высокий уровень культурного потребления характерен только для самых богатых людей. Этого нельзя сказать, например, об Италии и Западной Германии, где более «демократичная» картина — людей, активно интересующихся искусством, можно встретить во всех социальных группах, кроме наименее образованных и обеспеченных. 

В рамках исследования социальный класс определялся через экономический и культурный капитал. Первое предполагает обладание материальными объектами — техникой, автомобилями, недвижимостью, второе — уровень образования, а также личное активное участие в культурных практиках. Это может быть, например, игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, актерское мастерство, создание текстов, производство фильмов, изделий ручной работы.

Результаты проведенного исследования подтвердили предыдущие работы — социальный статус оказывает существенное влияние на уровень культурного потребления. Но модернизация и трансформация ценностей в современной Европе частично опосредует этот процесс. В целом, в странах, где больше распространены ценности самовыражения — свобода слова, уважение и толерантность по отношению к индивидуальности и т.д., люди активнее включены в культурные практики. Выше всего индекс этих ценностей в странах Северной и Западной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды, Финляндия), ниже — в Восточной и Южной Европе (Румыния, Болгария, Литва, Кипр).

Ценности формируют интерес к нематериальной сфере, в том числе к культурному потреблению. Оно, как и другие формы символических благ, позволяет выразить собственную позицию и идентичность, что является важным в обществах с ориентацией на самовыражение, комментирует автор. При этом в таких странах существует больше экономических и инфраструктурных возможностей для включения в культурные практики.

Выяснилось также, что в государствах, где преобладает ориентация населения на ценности самовыражения, личная творческая активность на вовлеченность в культурный досуг влияет меньше. Тем не менее, другие составляющие социального класса — образование и материальная обеспеченность, по-прежнему играют серьезную роль в выборе форм досуга вне зависимости от ценностей.

* Результаты исследования представлены в программе XIX Апрельской международной научной конференции.
IQ
Автор исследования:

Виолетта Корсунова, аспирант НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 мая, 2018 г.