• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как миграционная история женщин влияет на рождаемость

Опыт переездов женщин влияет на их решения относительно деторождения, установили демографы в ходе исследования модели семьи на Северном Кавказе. Доклад об этом был представлен на XIX Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ.

Миграционная история включает место рождения и место проживания человека (на родине или на принимающей территории). Значимо также то, в каком поколении произошла миграция: в первом или во втором.

Авторы исследования — доцент кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов и руководитель Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС Константин Казенин — по итогам опросов 1400 женщин из Дагестана выявили, что опыт переездов у женщин и число детей у них взаимосвязаны. Так, проживание на принимающей территории и принадлежность к мигрантам второго поколения приводит к снижению рождаемости и более позднему вступлению в брак. И наоборот, женщины, с рождения до 15 лет жившие на исторической родине, в среднем имели больше детей и выходили замуж раньше. По сути, это более традиционная модель семьи, которая по-прежнему сохраняется в республиках Северного Кавказа. В исследовании участвовали женщины от 16 до 39 лет.

В предыдущей части исследования демографы показали, что даже в этом регионе, где рождаемость обычно была выше общероссийской, происходит модернизация репродуктивного поведения. Семьи создаются позже, детей рождается меньше. За последние 30 лет рождаемость в северокавказских республиках снизилась, по крайней мере, в полтора раза, отмечают Казенин и Козлов. Тем самым, сглаживаются различия по рождаемости между населением региона и России в целом.

Тем не менее, многие семьи по-прежнему формируются по старым моделям. На это влияют три социокультурных фактора:

 сохранение гендерных иерархий: самореализация женщин за пределами дома (получение образования и работы) затруднена,

 поколенческие иерархии: старшие родственники все еще определяют судьбу детей и принимает решение о заключении браков.

 степень религиозности женщины (следование мусульманским практикам).

Учет этих социокультурных характеристик, а также социально-экономического положения женщин (жизнь в городе или в селе, уровень доходов в семье, трудовая занятость опрошенных и пр.) снижает значимость миграционной истории для рождаемости, но «не ведет к ее полной утрате», добавляют исследователи.

Таким образом, миграция дагестанцев ведет к модернизации их репродуктивного поведения. «И наоборот, переселенцы в первом поколении, особенно прошедшие первичную социализацию на исторической родине, с большей вероятностью остаются устойчивыми к влиянию миграции в аспекте репродуктивного поведения», — заключают исследователи.

7 мая