• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тяжелая металлическая оболочка

Почему в хеви-метале популярны средневековые образы

©Signature/istock

Хеви-метал уже традиционно ассоциируется с тяжелыми риффами, грандиозными концертами и эпическими текстами о драконах, ведьмах и военных баталиях. Средневековая стилистика в оформлении обложек дисков и атрибутики музыкантов стала важной составляющей жанра по всему миру. Однако так было не всегда. О том, почему музыканты начали интересоваться Средневековьем, рассказывает участница проекта «Образы прошлого в популярной культуре: языки, сообщества, практики» Александра Колесник

Новая волна британского хеви-метала 

Традиционно возникновение и развитие хеви-метала журналисты и исследователи связывают с блюзом и его «утяжеленным» вариантом — хард-роком. Первоначально термин «хеви-метал» использовался в музыкальной журналистике по отношению к наиболее громким и агрессивным хард-рок группам 1960–70-х (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep, The Who), а «хард-рок» и «хеви-метал» долгое время были синонимами.

Разговоры о хеви-метале как об отдельном жанре начались с появлением в Великобритании в конце 1970-х — начале 1980-х годов молодежного движения New Wave of British Heavy Metal. В США эта волна была быстро подхвачена в промышленных регионах (особенно в Кливленде и Детройте), где начали появляться свои хеви-метал группы, а сами города стали центрами развития тяжелой музыки.

Отличительной чертой направления в Великобритании стало то, что большинство хеви-метал групп были выходцами из промышленных регионов и крупных городов страны — прежде всего, центральной части Британии (Мидлендс) и Южного Уэльса. Появление жанра совпало с усилением политического влияния Маргарет Тэтчер, рецессией в экономике Великобритании и волной безработицы, затронувшей промышленные регионы Англии, к чему неоднократно делали отсылки исполнители.

Большинство музыкантов, идентифицировавших себя с хеви-металом, имели опыт работы на сталелитейных или машиностроительных заводах. Это стало важной социальной и культурной основой направления — музыканты часто подчеркивали, что они имели «рабочие» корни. Так, например, в начале своей карьеры группа «Saxon» демонстративно выступали в рабочей джинсовой одежде.
 

Хеви-метал на баррикадах 

Несмотря на отсутствие громких политических высказываний и лозунгов в творчестве британских хеви-метал групп, само музыкальное движение оказалось тесно связанным с серией забастовок рабочих, прошедших в Великобритании в первой половине 1980-х годов. Так, в 1980 году прошел масштабный марш протеста «Право на работу», который охватил территорию от Южного Уэльса до Брайтона. Многие начинающие хеви-метал музыканты приняли в нем участие, а сам жанр стал знаковым для профсоюзного движения в Англии.

 
 

В это же время между хеви-метал группой Iron Maiden и премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер произошел конфликт, который повлиял на популярность всего жанра. Весной 1980 года группа выпустила сингл Sanctuary, посвященный проблеме уличного насилия и социальной нестабильности.

Весной 1980 года группа выпустила сингл Sanctuary, посвященный проблеме уличного насилия и социальной нестабильности. На обложке пластинки был изображен символ группы монстр Эдди с ножом в руке, склоняющийся над телом Тэтчер. Несмотря на публикацию цензурной версии обложки и постеров (на ней глаза жертвы Эдди были закрыты черной полосой), в официальной британской прессе альбом критиковали за пропаганду насилия.

Выход сингла совпал с серией широко освещаемых в прессе нападений на членов консервативной партии, совершенных представителями различных неформальных организаций. Через несколько дней после выхода сингла The Daily Mirror опубликовала оригинальную версию обложки с подписью: «Это убийство! Рокерами совершенно нападение на Мэгги». После этого по инициативе премьер-министра последовала кампания по запрету трансляции песни на британском радио, что вызвало бурную реакцию как в музыкальном сообществе, так и в прессе.
 

Следующий сингл Iron Maiden, вышедший в октябре 1980 года, продолжил критику британского правительства. Он назывался Women in Uniform, на обложке была изображена Маргарет Тэтчер с пистолетом в руках, выслеживающая Эдди, гулявшего в сопровождении двух девушек по Лондону.

Эта же тематика обыгрывалась и в промо-ролике песни, транслировавшейся на британском телевидении. Песня Women in Uniform стала чрезвычайно популярной в Великобритании, а музыканты даже сыграли ее на британском телевидении в передаче Top of the Pops. Несмотря на тот факт, что в 1981 году Тэтчер лично встретилась с музыкантами и официально заявила об их «прощении», группа стала символом жертв правительственной кампании по притеснению движения профсоюзов. А хеви-метал оказался одним из самых популярных в Великобритании музыкальных жанров. 

Фэнтезийный мир хеви-метала

Начиная с 1982–83 года, хеви-метал приобретает мировую популярность, в связи с чем намечается постепенный отход от ярко выраженного протестного и политического содержания. Музыканты по-прежнему освещали темы отчужденности, власти и силы, однако обращение к сюжетам национальной истории и мифологии стало ключевым элементом их художественного языка.

Музыкальное высказывание формировалось из нескольких элементов: текстового (названиегруппы, альбома, тексты песен), музыкального, визуального (символика, одежда) и перформативного (концертные выступления). Если суммировать общие тенденции движения «Новой волны британского хеви-метала», то с начала 1980-х годов музыканты начали активно обращаться к темам героики и эпоса, хаоса и войны, историям в стиле фэнтези, антиутопическим сюжетам и проблеме механизации общества.

Тексты песен стали преимущественно интертекстуальными и содержали большое количествоцитат, аллюзий, отсылок и перекрестных ссылок из классической  английской литературы, известных фильмов, беллетристики, телевизионных программ

Музыканты все чаще заимствовали сюжеты из произведений писателей-фантастов XIX–XX веков, таких как Дж.Р.Р. Толкин, Э.Р. Берроуз или Р.Э. Говард, и литературы ужасов (самым популярным писателем был Г. Лавкрафт). Так, песня «Murders in the Rue Morgue» группы «Iron Maiden» была основана на сюжете из одноименного детективного рассказа Э.А. По и в мрачной форме представляла историю свидетеля убийства.

В оформлении обложек альбомов, дополняя и иллюстрируя непосредственное содержание песен, использовались мотивы хоррора, оккультная символика, мифологические существа, монстры, технократические мотивы, оружие и картины войны, демонстрирующие силу, агрессию и власть. Названия групп также соответствовали этой стилистике — Venom, Saxon, Samson, Angel Witch, Raven, Witchfynde, Spider и другие.

Музыка характеризовалась высоким уровнем техничности и мелодичностью. Принципиальным новшеством стала смена гармонической схемы. Музыканты отошли отиспользования блюзовой гармонии, которая составляла основу популярных ранее стилей рок-музыки (рок-н-ролл, хард-рок, бит-рок и другие), в пользу западноевропейской тональности.

В качестве основы в хеви-метале чаще выступали произведения эпохи барокко и Ренессанса, марши, симфоническая и фольклорная музыка. Например, песня Am I Evil? группы Diamond Head (альбом Lightning to the Nations, 1980) основана на симфонической сюите «Планеты» английского композитора Густава Холста. Такое стилистическое смещение позволило музыкантам больше экспериментировать со звучанием, создавать масштабные и эпичные пассажи, рифмующиеся с патетичными текстами песен.

Важной составляющей стали зрелищные, часто театрализованные концертные выступления, рассчитанные на максимальную вовлеченность слушателей в происходящее на сцене. Социолог Дина Вайнстайн указывает, что дополняя тематику хоррора и мистики, музыканты стремились реифицировать фантастическое, сверхъестественное и историческое на сцене. Существенное внимание уделялось оформлению концертов и созданию особо антуража. 

 

Наряду с мощной усилительной аппаратурой задействовалось большое количество свето- и пиротехники, яркие эффектные декорации и подъемные приспособления. Концерты многих хеви-метал групп стали тематическими, концептуальными, посвященными конкретному альбому. Например, во время выступления группы «Judas Priest» в 1986 году сцена была украшена гигантским роботом, периодически поднимавшим музыкантов.

Хеви-метал и воображаемое Средневековье

Одним из ключевых источников вдохновения хеви-метал музыкантов стала средневековая история и мифология. Если говорить о конкретно исторических событиях, то чаще всего музыканты делали отсылки к военным сюжетам и историческим личностям: крестовым походам, войне Алой и Белой роз, Вильгельму Завоевателю, Ричарду Львиное Сердце, т.д.

Популярными в хеви-метале были также кельтские и скандинавские мифы: Старшая и Младшая Эдды, эпос о короле Артуре и легенды о рыцарях Круглого Стола, легенда о Беовульфе, сюжеты о Дикой Охоте. Музыканты не апеллировали к конкретным событиям, а представляли мифологизированное и воображаемое прошлое.

Прежде всего, стали популярны героические образы национальной истории. Тема обороны земель и отстаивания чести своей страны оказалась одной из ключевых. Так, песня Invaders группы Iron Maiden (альбом The Number Of The Beast, 1982) была посвящена мифическому сражению жителей Британских островов с викингами, описанному в эпической и воинственной манере. В песне саксы, подвергшиеся нападению, призывали защищать свободу своих земель. Музыка дополняла образ — галлопированный ритм песни должен был создать звуковую картину рвущихся в бой войск.

В песне Crusader группы Saxon (альбом Crusader, 1984) в патетичной манере шел разговор о борьбе Добра и Зла, метафорично представленной через собирательные образы справедливых крестоносцев и неверных сарацин. Песню предваряла звуковая вставка готовящейся к нападению конницы, которую музыканты смонтировали из нескольких художественных фильмов, а во время концертов сцена украшалась импровизированными готическими витражами. 

Не менее важной стала демонстрация своей национальной идентичности и «английскости», репрезентированной посредством средневековой стилистики. Музыканты нередко использовали отсылки к визуальным образам, которые явно воспринимались их слушателями как английские в широком смысле или имеющие определенные локальные/региональные особенности.Так, обложка альбома Canterbury группы Diamond Head (1983) была украшена рисунком, стилизованным под средневековые миниатюры. 
 

Альбом наполнен собирательными образами Средневековья: справедливые короли, рыцарские поединки, портрет Прекрасной Дамы, замки, волшебники, иллюстрирующие Зло, и отважные воины на стороне Добра. Даже в заглавной песне Canterbury вместо традиционного гитарного соло — пассаж, стилизованный под баллады менестрелей.

Вместе с тем, мифологические средневековые сюжеты становились метафорой для разговора о личных переживаниях и настроениях, темах взросления, одиночества и отчужденности. Так, песня Flash of the Blade группы Iron Maiden (альбом Powerslave, 1984) была сфокусирована на мифологической средневековой тематике, в величественной манере рассказывала историю рыцаря, который никогда не хотел сражаться, но из-за войны вынужден мстить за своих близких. Сюжет, в целом, символически апеллировал к подростковым страхам перед взрослой жизнью.

Нередко средневековая стилистика использовалась в сценических декорациях для усиления эмоционального эффекта. Например, те же Iron Maiden для большей драматичности устанавливали на сцене эшафот и разыгрывали сцены казни.

Исторические сюжеты стали способом рефлексии о текущих событиях, выражением социального и культурного протеста, особенно в случае с эпическими сценами насилия во время различных войн, что на фоне пропагандируемой британскими властями морали воспринималось как популяризация агрессии и жестокости. Музыкантов групп Saxon и Blitzkrieg не раз критиковали в прессе за тяготение к изображению кровопролитных боев с викингами.

Средневековье стало в некоторой степени эскапистской фантазией. Музыковед Роберт Уолзер отмечает, что изображение эмоций и чувств (силы, власти, агрессии, мощи) в образах обезличенных и сверхъестественных персонажей или же мифологизированных исторических героев, которые не могут быть рационально осмыслены и которым простому человеку сложно или даже невозможно противостоять, имело важное объяснительное и идентификационное значение. Хеви-метал был пространством для коллективного воображения и эмоциональной разрядки. Отсюда следует столь широкая популярность костюмированных концертных выступлений, использований грима, атрибутики и декораций.

Британский хеви-метал стал творческим исследованием реальности и ее трудностей. Такой культурный выход оказался чрезвычайно актуальным для британской рабочей молодежи 1980-х в условиях жесткого социально-экономического кризиса и кампании правительства Тэтчер, направленной на фактическую дискредитацию профсоюзного движения.

Тематика песен, музыкальная форма и иконография хеви-метал групп подчеркивали маскулинность и героико-фантастическое содержание жанра. Музыканты создавали грандиозные утопические картины, где история переплеталась с мифологией, имея одинаковое эмоциональное выражение. Получив широкую популярность в Великобритании, именно такая стилистика с середины 1980-х годов стала характеризовать хеви-метал как музыкальный жанр.
IQ

Автор текста: Колесник Александра Сергеевна, 1 июня, 2018 г.