• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Список литературы: medievalism studies

Монти Пайтон, постколониальные исследования и готические соборы

©Signature/Istock

В новом выпуске рубрики «Список литературы» руководитель проекта о публичной истории Александр Русанов рассказывает о книгах, журналах и интернет-ресурсах, посвящённых medievalism studies. 


Medievalism in the Modern World: Essays in Honor of Leslie Workman
ed. R. Utz and T. Shippey

Этот сборник включает 26 статей британских, североамериканских и австралийских учёных. Он даёт представление о «классическом» исследовательском поле, сформированном medievalism studies за первые четверть века своей истории — от маргинальной «любительской» области до признанной академической дисциплины. Разделы сборника сгруппированы по хронологическому принципу: Раннее Новое время («Пересмотр водоразделов»), эпоха Романтизма («Присвоение прошлого»), конец. XIX — первая половина XX веков («Прошлые медиевализмы»), и «Современные медиевализмы». Завершает сборник пространное интервью отца-основателя исследований рецепции средневековых образов в культурах последующих эпох Лесли Уоркмана, которое наряду со вступительной статьей редакторов, до сих пор остаётся одним из программных текстов medievalism studies.

 

Mittelalter-Rezeption: DFG-Symposion 1983 
Hrsg. P. Wapnewski

Немецкоязычные исследования рецепции Средних веков связаны с серией конференций, проходивших с 1979 г. не только в ФРГ и Австрии, но и в ГДР. На основе представленных на них докладов был издан ряд сборников Mittelalter-Rezeption. Один из них вышел в 1996 году по итогам конференции, проведённой Немецким научно-исследовательским обществом в Берлине в 1983 году. Авторы проблематизируют как периодизацию эволюции отсылок к Средним векам, так и логику их использования. В предисловии к разделу, посвящённому типам медиевализмов, исследователь Ульрих Мюллер выделяет четыре категории: творческое переосмысление (средневековые темы и образы используются для создания новых произведений), воспроизведение (объекты и практики воссозданы со стремлением к аутентичности), научное исследование, идеологическое использование. Хотя сам Мюллер отмечает, что эти типы могут сочетаться, подходы исследователей каждой из областей в рамках сборника различаются достаточно четко. Показательно, что в особый раздел выделены исследования образов Средних веков в современной на тот момент культуре (например, — в отличие от статей по более ранним эпохам, сгрупированным по проблемному принципу.

The Cambridge Companion to Medievalism
Ed. L. D’Arcens 

Это наиболее полный обзор современной ситуации в medievalism studies, вышедший в 2016 году под редакцией австралийского литературоведа Луизы Д’Арсен. Его разделы показывают, как изменилось это направление с середины девяностых. К уже классическим областям (музыка, архитектура, литература, кино) добавлены исследования образов Средних веков в компьютерных играх и культурах соучастия. Статья о викторианском медиевализме соседствует с работой по средневековым образам фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль» в контексте queer studies. Расширяются границы и, казалось бы, привычных тем: в статье Хелен Делл о музыкальном медиевализме анализируется не только академическая традиция и саундтреки голливудских фильмов, но и проект норвежского музыканта Варга Викернеса Burzum. Предпринята попытка выхода за пределы традиционного англо- (реже германо-) язычного ареала medievalism studies: статья Нади Альтшуль посвящена рецепции образов Средневековья в странах Латинской Америки. Большое внимание уделяется политическому аспекту современного медиевализма (например, связанной с ним военной риторике и её роли в международных отношениях).

La Fabrique du Moyen Age au XIXe siècle: Représentations du Moyen Age dans la culture et la littérature françaises du XIXe siècle 
Ed. S. Bernard-Griffiths, P. Glaudes, B. Vibert

Пожалуй, крупнейший французский проект, связанный с medievalism studies, — это сборник «Производство Средних веков в XIX веке». Авторы пытаются всесторонне исследовать использование отсылок к Средневековью в литературе, искусстве, архитектуре, гуманитарном знании во Франции XIX века. Анализируются цели и механизмы «конструирования» образов французского Средневековья — к примеру, как тёмной угрозы светскому прогрессу или как основы национального самосознания. Авторы сборника отмечают, что эти конструкты продолжают жить и играть существенную роль в обществе и в XX, и в XXI веках. Хотя объём книги превышает 1100 страниц и к работе над ней было привлечено более 60 исследователей, авторы рассматривали свой труд только как предварительное обозначение поля будущих более фундированных исследований.

 

Medievalism: a Critical History
Matthews D.

Монография британского историка Дэвида Маттьюса очерчивает круг наиболее острых проблем современных medievalism studies. Подробная история направления изложена в противопоставлении с «классической» медиевистикой и cultural studies, а также в контексте эволюции представления общества (в первую очередь, британского) о самом себе. Рассмотрение теоретических проблем дополняется многочисленными case-studies, затрагивающими как медиевализмы в культуре и идеологиях Нового времени, так и отсылки к Средним векам в современных медиа, политической и правовой риторике. Вопрос о необходимости формирования особого исследовательского поля и подходов medievalism studies, отличного от смежных дисциплин, ставится в заключении книги, само заглавие которого — «Против синтеза» — сформулировано полемически.

Medievalisms in the Postcolonial World: The Idea of "the Middle Ages" outside Europe
Ed. K. Davis, Nadia Altschul

Представления о западноевропейском Средневековьи активно изучаются в рамках postcolonial studies (первая крупная работа — сборник The Postcolonial Middle Ages). Основные направления этой исследовательской области представлены в сборнике, вышедшем в 2008 году под редакцией североамериканских исследовательниц Кэтлин Дейвис и Нади Альтшуль. Авторы, среди которых и медиевисты, и специалисты по постколониальным исследованиям, попытались проследить, как элементы медиевализма не только формировали европейские националистические идеологии, но и становились частью колониального дискурса в США, Латинской Америке, Африке, Индии. Использование подобных отсылок и образов в постколониальном мире рассматривается в контексте проблем расизма, конструирования этнической и территориальной идентичности, риторики противопоставления первого и третьего мира, Востока и Запада.

Medieval German Voices in the 21st Century: The Paradigmatic Function of Medieval German Studies for German Studies
Ed. А. Classen

Сборник «Средневековые немецкие голоса в XXI веке», вышедший под редакцией историка Альбрехта Классена, лежит на пересечении медиевистики и изучения рецепции Средневековья. Книга объединяет труды 13 медиевистов, сближающие исследования Средних веков со смежными направлениями. Авторы уделяют внимание как заимствованию подходов смежных дисциплин в поле самой медиевистики (например, гендерных исследований при анализе мистических текстов XIII–XV вв.), так и наоборот, месту восходящих к Средневековью парадигм в современном обществе, культуре, науке (этому посвящены 2 и 3 части сборника). Таким образом, выстраивается проект междисциплинарных German studies, обогащенных методами медиевистики, — альтернативный разграничению исследовательских полей, принятому в Mittelalter-Rezeption и medievalism studies.

The Reel Middle Ages: American, western and eastern European, Middle Eastern, and Asian films about medieval Europe
Harty K.J.

Средневековье в кино — одно из популярнейших направлений medievalism studies. Этой теме посвящено несколько монографий и бесчисленное множество статей. Однако работа Кевина Дж. Харти о «настоящих» Средних веках в кино, вышедшая ещё в 1999 году, до сих пор остаётся одной из наиболее информативных. Книга построена в форме алфавитного справочника, статья о каждом фильме сопровождается подробной библиографией. Необходимо особо отметить существенное внимание, уделенное неанглоязычному кинематографу (что довольно необычно как для предшествующих, так и последующих исследований), а также культурному и социально-политическому контексту создания фильмов.

 

The New Arthurian Encyclopedia
Ed. Norris J. Lacy, Geoffrey Ashe, Sandra Ness Ihle, Marianne E. Kalinke, Raymond H. Thompson

Легенды о короле Артуре, одна из основ британского национального культурного мифа, стали объектом изучения в рамках особой междисциплинарной области — Arthurian studies. Это исследовательское направление институтализировано: в США и Великобритании действует Международное Артуровское общество, выходит специализированный научный журнал. С этой областью исследований связано создание междисциплинарной «Артуровской энциклопедии». Её первое издание вышло в 1986 г., существенно переработанное 2-е издание (под названием «Новая Артуровская энциклопедия) впервые опубликовано в 1996 году. Масштабный проект включает в себя как традиционные исследования средневековой истории и литературы, так и статьи, посвящённые использованию и интерпретации этих образов в последующие эпохи: от викторианской литературы до современного кинематографа.

The Idea of the Gothic Cathedral: Interdisciplinary Perspectives on the Meanings of the Medieval Edifice in the Modern Period
Ed. S.A. Glaser

Неординарный пример комплексного подхода к изучению рецепции и интерпретации средневековых феноменов даёт выпущенный в 2018 году сборник, посвящённый восприятию готических соборов в Новое и Новейшее время. Архитектурные памятники рассматриваются как важный элемент меняющегося городского пространства. Особое внимание уделяется конструированию их политической интерпретации как общенационального символа (например, в статье Элизабет Эмери, посвящённой собору Парижской Богоматери). Кроме того, исследуются образы собора в литературе и искусстве Нового времени: например, статья Стефани Глейзер посвящена истории использования распространенной метафоры — обозначения готики как «музыки в камне».

 

Дивные новые медиевализмы?//Неприкосновенный запас
Утц Р.

В начале 2018 г. в журнале «Неприкосновенный запас» вышла статья Ричарда Утца — одного из ведущих представителей medievalism studies, автора «Манифеста медиевализма» (2017), в котором полемически утверждается, что академические практики профессиональной медиевистики не должны рассматриваться как в чём-то превосходящие другие пути осмысления и интерпретации прошлого. Данную позицию Утц отстаивает и в своём блоге. В рассматриваемой статье он после обзора истории медиевализма и medievalism studies переходит к политическому значению средневековых образов в современном мире. В североамериканских исследованиях эта тема получила особое значение в период президентства Дональда Трампа. Автор предполагает, что и в современной России изучение использования подобных отсылок может иметь общественное значение. Основной пафос текста связан с призывом к расширению пространства medievalism studies, большего внимания к неевропейским образам Средневековья. Неслучайно английская версия статьи вышла под названием «Медиевализм – это глобальный феномен: Включая Россию».

Список литературы может быть дополнен монографиями и сборниками статей, выходящими в важнейших книжных сериях:

Medievalism кембриджского издательства Boydell & Brewer;

The New Middle Ages лондонского издательства Palgrave Macmillan;

Making the Middle Ages бельгийского издательства Brepols.

Основной электронный ресурс, связанный с medievalism studies, — сайт Международного общества по исследованию медиевализма: http://medievalism.net/. Это общество выпускает два ведущих журналов по теме: Studies in Medievalism и The Year's Work in Medievalism.

Новые подходы в рамках этого направления отражены в североамериканском журнале Postmedievalism: a journal of medieval cultural studies и на сайте североамериканского исследователя Пола Б. Стертеванта The Public Medievalist.

Среди отечественных работ нужно отметить исследования Фёдора Панфилова, посвящённые средневековым образам в современных телесериалах и компьютерных играх. А также анализ так называемого «нового медиевализма» в контексте развития исторических исследовательских подходов, проведённый Евгением Савицким.

IQ

Автор текста: Русанов Александр Витальевич, 8 июня