• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как промышленность тратит деньги на инновации

Среди инновационных товаров российской обрабатывающей промышленности принципиально новых для мирового рынка – не более 1%.

Большая часть продукции либо «прорывная» для организаций, но уже известная в отрасли (65%), либо усовершенствованная на основе выпускавшейся ранее (около 23%), отмечается в бюллетене серии «Наука, технологии, инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

В общем объеме продаж обрабатывающей промышленности доля инновационных товаров в 2016 году составляла около 11% (производство теле- и радиоаппаратуры, летательных и космических аппаратов, авто- и судостроение).

В целом уровень инновационной активности предприятий сегмента «обработки» в России – 11,8%. Для сравнения в Швейцарии – 62,3%, Германии – 60,7%, Бельгии – 60,3%, Финляндии – 54,3%. Наиболее близки к РФ Латвия и Польша: 17% и 18,5% соответственно.

В 2016 году на разработку и внедрение инноваций отечественной обрабатывающей промышленностью было потрачено 574,2 млрд рублей. В основном это финансы самих компаний. Около четверти (24,4%) – средства из бюджета. Вклад привлеченных инвестиций минимален: 0,2% – доля иностранных вложений, 0,01% – фондов поддержки научной, научно-технической инновационной деятельности.

Чаще всего (почти в 50% случаев) предприятия расходуют деньги на закупку машин и оборудования. Затраты на исследования и разработки вдвое ниже. На инжиниринг – 10%, на дизайн, приобретение новых технологий, программных средств, маркетинг, обучение и подготовку персонала в совокупности – около 5%.

9 июня