• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

73% российских городов лишены локальных цифровых сервисов

В России 1112 городов, в 819 из них (73,7%) полностью отсутствуют локальные цифровые услуги, выяснилось в результате исследования*, проведенного Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ совместно с «Яндекс.Такси». Под этими услугами подразумеваются  сервисы, привязанные к территории: доставка на дом, заказ еды и такси, онлайн-покупки в местных магазинах, продажа билетов на мероприятия.

Эти 819 городов относятся к категории малых – в среднем в каждом проживает 25 тысяч человек (около 21% городского населения РФ). На другом полюсе – 56 крупнейших городов страны (60% городского населения) с хорошей обеспеченностью локальными цифровыми сервисами.

В целом по степени проникновения этих услуг исследователи разделили российские города на семь групп:

Первая группа. 56 городов, средняя численность населения – от 900 тысяч. Присутствуют все типы сервисов.

Вторая группа. 32 города, средняя численность населения – 300 тысяч. Есть услуги такси и информационные сервисы (продажа билетов на мероприятия). Доставка еды и товаров развита на среднем уровне.

Третья группа. 66 городов, средняя численность населения – немногим более 150 тысяч.

Хорошо налажены информационные сервисы. Услуги доставки товаров и такси на среднем уровне. Доставка еды – заметно ниже среднего.

Четвертая группа. 64 города, средняя численность населения – чуть больше 75 тысяч.

Уровень информационных сервисов и доставки товаров средний. Такси – ниже среднего. Доставка еды практически отсутствует.

Пятая группа. 43 города, средняя численность населения – 70 тысяч.

Плохо представлены сервисы доставки еды, остальные находятся на среднем уровне.

Шестая группа. 32 города, средняя численность населения – от 30 тысяч.

Развитие информационных сервисов и заказа такси - ниже среднего. Доставки еды и товаров почти нет.

Седьмая группа. 819 городов, средняя численность населения – 25 тысяч.

Все сервисы отсутствуют.

Структура предоставляемых услуг позволила проследить логику их появления. Первыми в город приходят сервисы по анонсированию/продаже билетов и заказа такси. На этом этапе создается базовая цифровая инфраструктура: обновляются и дополняются интернет-карты территории, информация о местных организациях. К примеру, в Юрюзани Челябинской области к запуску услуги онлайн-заказа такси на карту города добавлено около 1000 адресов. На карте Мегаса (Ингушетия) адреса сегодня имеют свыше 70% жилых домов, до начала работы «Яндекс.Такси» цифра была на уровне 30%.

Сервисы такси повышают транспортную доступность близлежащих населенных пунктов, интегрируют город в систему расселения. На втором этапе интеграцию усиливают открывающиеся сервисы по доставке товаров. На третьем наступает очередь доставки услуг (в частности, еды), что «свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства».

* В исследовании «Цифровизация в малых и средних городах России» проанализированы данные о распространенности сервисов:

  • такси (Яндекс.Такси, Ру-такси, Gett, Максим-такси); информационное сопровождение городских активностей (Afisha, Timepad);
  • доставка еды (Zakazaka, Delivery-Club);
  • доставка товаров (CDEK, DPD, TNT).
28 июня