• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ложные ожидания, мнимые предрассудки

На чем основывается предвзятость учителей к ученикам

© Istock/Essentials

Ученые из Санкт-Петербургской школы социальных исследований и гуманитарных наук НИУ ВШЭ выяснили, что ожидания учителей относительно успеваемости учеников связаны с этнической принадлежностью детей.

На отношение педагога к ученику влияет много факторов. В частности, выделяют гендерную принадлежность школьника и социально-экономическое положение его семьи. Также большое значение имеет его национальность и миграционная история. Если ученик является представителем этнического меньшинства в классе, то ожидания педагогов относительно его успеваемости, поведения в классе и школе и других характеристик, связанных с учебой, могут основываться на их стереотипах об этнической группе, к которой школьник принадлежит. Особенно если в обществе преобладает негативное представление о той или иной национальности.

В научном сообществе, в соответствии с теорией Сюзан Фиск, феномен стереотипного мышления рассматривается с точки зрения двух составляющих. Одна из них – warmth, или представления о таких качествах человека, как доброта, дружелюбность, искренность, толерантность. Вторая –   competence,  или представления о компетенциях человека. В том числе о его интеллектуальных способностях, уверенности в себе, самостоятельности.

Чтобы выяснить, насколько стереотипное мышление влияет на ожидания школьных учителей относительно успеваемости их учеников, Раиса Акифьева и Алиса Алиева провели следующий эксперимент.

Было подготовлено шесть фиктивных личных дел выпускников 2-х классов. Каждая папка в соответствии с принятыми в школах стандартами содержала информацию об имени и фамилии школьника и его родителях, табель с оценками за прошлый учебный год, а также характеристику на ученика, составленную от лица его бывшего учителя.

Принять участие в исследовании были приглашены 34 учительницы начальных классов из пяти общеобразовательных школ одного из районов Санкт-Петербурга. В задачу респондентов входило ознакомиться с личными делами шести школьников и ответить на ряд вопросов. В частности, их просили по пятибалльной шкале оценить компетенции, личные качества и потенциальную успеваемость ученика. О том, что эти школьники не настоящие, учителя не знали.

Исследовательский интерес представляли ответы респондентов относительно только двоих учеников, личные дела которых отличались от других рассматриваемых. В одном случае это был школьник Илья Барабанов, этнически русский, как и большинство из рассматриваемых, но до настоящего момента учившийся в Москве. Во втором случае респондентам предлагалось оценить Ахмада Сангалиева – сына иммигрантов, недавно приехавших в Петербург из Ташкента.

Результаты исследования показали, что учителя одинаково оценивают детей разной национальности с точки зрения их учебных способностей и личных качеств (доброты, искренности, приветливости и т.п.). В целом это указывает на то, что стереотипное мышление не влияет на отношение педагогов к школьникам.

Однако, прогнозируя будущую успеваемость учеников из Ташкента и Москвы по математике, русскому языку, литературе и английскому языку, респонденты ставили более низкие баллы мальчику из узбекской семьи, чем его русскому сверстнику. При этом школьник-иммигрант в глазах учителей выглядел более старательным и мотивированным к учебе по сравнению с учеником, переехавшим из Москвы.

Этот вывод  о заниженных ожиданиях педагогов имеет важное значение в связи с тем, что, как показали прошлые исследования, предвзятость учителей сказывается на результатах школьников. Проведенные  по этому вопросу эксперименты подтвердили, что чем меньше у педагога надежд относительно успеваемости своего ученика, тем хуже тот учится.

IQ

Авторы исследования:

Раиса Акифьева, старший преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Алиса Алиева, стажер-исследователь Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья

 

Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 10 июля