• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Список литературы: писательское мастерство

Что нужно прочитать, чтобы научиться хорошо писать

© YouTube

В рамках проекта «Многобукв» студенты магистерской программы «Литературное мастерство» регулярно выпускают рецензии на книги по писательскому мастерству. Это могут быть как мемуары известных авторов, так и учебники от профессиональных редакторов. В таких книгах обычно даются рекомендации по развитию писательских навыков и преодолению творческого кризиса. Редакция IQ.HSE выбрала наиболее интересные книги и составила свой список на основе рецензий студентов.


«Как писать книги»
Стивен Кинг

В оригинале называется On Writing: A Memoir of the Craft. Это действительно мемуары писателя, в которых Кинг не только дает советы начинающим, но и вспоминает, как сам в юности рассылал рассказы в литературные журналы и цеплял желтые письма с отказами на специальный гвоздь.

Книга поделена на три части: Curriculum vitae , Что такое писательство и Как писать книги . В первой части Кинг вспоминает о случаях из жизни, которые сформировали его как писателя. Во второй части он выступает как профессиональный автор и профессор филологии одновременно: Кинг рассказывает, почему всегда закрывает дверь, когда пишет, почему избегает наречий и как выглядит лучшая атрибуция диалога. В последней части автор занимает позицию преподавателя литературного мастерства и рассказывает (с примерами), как удержать внимание читателя, как писать запоминающиеся диалоги и грамотно вести повествование.

По рецензии Сергея Лебедко


Откровения молодого романиста
Умберто Эко

Умберто Эко, автор семи романов и многочисленных работ по семиотике и средневековой эстетике, предлагает заглянуть в свою творческую мастерскую, обещая поделиться рецептами «молодого романиста». На момент написания книги Эко исполнилось 75 – и все же первым делом он убеждает читателя в своей «молодости»: его литературная карьера началась в семидесятых – какую-то четверть века назад. За 25 лет Эко успел написать пять романов: в «Откровениях» он подробно описывает создание двух из них – «Имени розы» и «Маятника Фуко».

В первой главе «Откровений» Эко рассказывает о том, как авторы придумывают истории, во второй и третьей – о том, как читатели их читают. Четвертая глава, стоящая чуть особняком, представляет собой эссе, посвященное спискам в литературе. Однако, несмотря на то, что Эко – теоретик культуры и выдающийся ученый, все главы «Откровений» написаны удивительно легко и увлекательно.

По рецензии Тимура Валитова


Дзен в искусстве написания книг
Рэй Бредбери

В этой книги Брэдбери описал свой творческий путь, писательские приемы и источники вдохновения. Однако его советы подходят не только пишущей братии. Например, его метод подбора ассоциаций после некоторой доработки стал активно использоваться в рекламе. Суть метода в том, чтобы подбирать ассоциации к каждому слову, а потом различным образом соединять их, рождая новые идеи для слоганов и акций. В книге есть идеи, полезные абсолютно каждому человеку. Так, в заглавном эссе автор рассказывает о том, как войти в состояние потока – состояние вдохновения, предельной концентрации, полной вовлеченности в процесс. Интересно, что он написал это задолго до появления книги психолога Чиксентмихайи, которая открыла термин «поток» массовому читателю.

По рецензии Евгения Королева



Школа литературного и сценарного мастерства. От замысла до результата
Юрген Вольф

По сути, это пошаговое пособие: как написать книгу, которая заинтересует издателя и которую купит читатель. Философские рассуждения на тему волнительного литераторского труда сведены к минимуму (хотя главы, посвященные созданию ярких персонажей и небанальных сюжетов есть).

Вольф строит свое повествование именно как тренер-коуч, ведущий аудиторию к четко обозначенной цели – напечатанной книге (или ее электронному аналогу, или аудиокниге – широко мыслящий автор приветствует все форматы). Чтобы книга получилось, нужно не только владеть пером и знать «секреты захватывающей истории». Отдельный труд – правильно настроить свою психику (избавиться от страхов, самокритики и прочих монстров), учиться задавать правильные вопросы, использовать свой жизненный опыт и говорить «нет» всем, кто вас от работы отвлекает.

По рецензии Натальи Калинниковой


История на миллион долларов
Роберт Макки

В детстве Роберт Макки участвовал в театральных постановках в родном Детройте. За время учебы в Мичиганском как режиссер поставил более 30-ти спектаклей. Однако мировую известность ему принес сценарный семинар STORY , который превратился в настоящий перформанс с полными залами по всему миру.

Во время семинара Макки традиционно кричит на студентов: почему они не могут написать достойную историю, ведь последние – повсюду, ведь «истории – метафоры самой жизни». Примерно то же самое автор пытается донести и через свое пособие. Макки идет от общего, последовательно вводит читателя в мир сценарного искусства: знакомит с понятием хорошо рассказанной истории, разбирает ее на составляющие (от описания жанров спускается к анализу конкретной сцены) и дает практические советы, как организовать работу над текстом, чтобы преодолеть страх и не перегореть в процессе.

Книга Макки представляет собой не перечень готовых схем (хотя именно схем в пособии достаточно), а инструментарий для поиска сюжета, а затем и его анализа.

По рецензии Александры Сорокиной



Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом
Энн Ламотт

Книга американской писательницы Энн Ламотт больше, чем самоучитель – это еще и блестящая автобиография. Она написана с безжалостной иронией, в которой растворяется учительский тон, часто свойственный подобным книгам. Отец Энн, Кеннет Ламотт, был писателем. Еще в детстве она поняла, что, во-первых, тоже хочет стать писателем, а во-вторых, писательство – это тяжелый труд. Подводные камни ремесла хорошо известны: гонораров не всегда будет хватать, писательская жизнь многим кажется странной, а самое главное – «в какой-то момент надо сесть и начать писать». Наш мозг способен найти любые уловки, чтобы этого не делать – с ними и учит справляться книга. Например, «внутренний критик» – Ламотт называет его «Отстой FM», который часто включается еще до того, как закончен абзац, и убеждает нас, что ничего не выйдет. Ламотт строго замечает: страхи, сомнения, недовольство своими текстами свойственны абсолютно всем, и это не повод отступать. Нужно сделать глубокий вдох и продолжить – шаг за шагом, птица за птицей.

По рецензии Арины Бойко

Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 13 июля