• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чемпионат мира не изменил экономического настроения россиян

Градус пессимизма пожилых потребителей продолжает снижаться, оптимизм молодежи пошел на спад впервые за последние 2,5 года. Почти четверть населения по-прежнему недовольна своим материальным положением, доходы половины семей не позволяют совершать крупные покупки.

Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучил* потребительские ожидания россиян во II квартале 2018 года. Прогнозы по результатам наблюдений — в комментарии директора ЦКИ Георгия Остапковича:

— Судя по итогам опроса потребителей, проведенного Росстатом во II квартале 2018 года, население практически не отреагировало на ряд знаковых событий последних месяцев. К этим событиям можно отнести, во-первых, активно обсуждаемую пенсионную реформу, которая затрагивает все возрастные группы населения. Одним она сулит несколько лишних лет ожидания пенсионных выплат, другим — повышение размера уже получаемой пенсии. Во-вторых, анонсированный Минфином РФ рост ставки НДС на 2%, который с некоторым лагом неизбежно приведет к дополнительному росту потребительских цен как минимум на 1%, поскольку подавляющее большинство товаров и услуг, включенных в потребительскую корзину, облагается НДС.

В случае повышения НДС меньшая часть предпринимателей пойдет цивилизованным путем, минимизируя издержки ростом производительности труда и внедрением в производство новых инновационных схем. Многие, к сожалению, применят уже проверенные механизмы: сокращение кадров, снижение зарплат, частичный уход «в тень» или простого перенос налоговых потерь на себестоимость конечной продукции. Все это отрицательно скажется на населении и, соответственно, на динамике индекса потребительской уверенности.

Скорее всего, несколько смягчат ценовое давление, по крайней мере, на низкодоходное население, организации розничной торговли. Получив товар по новым повышенным прайс-листам, они для сохранения своей рентабельности вынуждено поднимут и цены продаж. Однако для товаров первой необходимости сохранят предыдущие цены или увеличат их минимально, а «отбивать» потери будут на деликатесах, дорогостоящих продовольственных товарах, ликеро-водочных и табачных изделиях.

К негативным для восприятия населением факторам также можно добавить состоявшийся рост цен на бензин, ожидаемое повышение тарифов на коммунальные услуги, возможное увеличение пошлин на зарубежные интернет-товары и рост налогов на самозанятых. Эти события могли бы послужить триггером снижения уверенности потребителей, однако фактически крайне слабо повлияли на результаты опроса. Все оценки респондентов либо повторили значения предыдущего квартала, либо продемонстрировали минимальные колебания в диапазоне плюс-минус 1 п. п.

Влияние на настроения и ожидания потребителей не оказал и мировой футбольный чемпионат, принесший как объективные бонусы в виде временного расширения занятости, оживления потребительской активности, роста товарооборота и объемов предоставленных услуг, так и субъективно ощущаемый подъем энтузиазма, особенно с учетом относительных успехов российской сборной.

В принципе, реальная экономическая ситуация в стране не предполагает резких смен настроений потребителей в какую-либо сторону. По-прежнему наблюдается устойчивый, хотя и невысокий, экономический рост, потребительская инфляция пока невысока, цены на углеводородное сырье и курс национальной валюты сохраняют слабо позитивное движение. Продолжается повышательный тренд в динамике реальных располагаемых денежных доходов населения, однако в мае этот показатель увеличился относительно мая предыдущего года лишь на 0,3%, что, конечно, недостаточно для акцентированного подъема потребительских настроений.

*В информационно-аналитическом материале «Потребительские ожидания населения во II квартале 2018 года» использованы итоги ежеквартального опроса, проводимого Росстатом во всех субъектах РФ (более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет, проживающие в частных домохозяйствах).

20 июля