• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Щекотливый подтекст

Политические метафоры в эротических сценах российских блокбастеров

©Essentials/ISTOCK

Интерпретация сцен секса в массовом кино представляет особый интерес для исследователей. Там можно обнаружить самые неожиданные зашифрованные сообщения и идеологические высказывания. И отечественная киноиндустрия не исключение. Аспирант Школы социологии НИУ ВШЭ Денис Салтыков изучил российские блокбастеры последних лет и рассказал IQ.HSE о политических метафорах в фильмах «Притяжение», «Викинг» и «Крым».

Блокбастер — это жанровое кино, рассчитанное на широкую аудиторию и высокие кассовые сборы. Как правило, в нем используются незамысловатые сюжеты со счастливым концом и без затрагивания остро проблемных тем, способных вызвать разногласия среди зрителей. Часто такие фильмы насыщены спецэффектами для придания картине зрелищности.

В отечественной киноиндустрии понятие блокбастера в самом строгом смысле применимо лишь к небольшому числу картин. Это связано с тем, что мало кому из кинематографистов удается добыть большой бюджет для создания фильма и, тем более, получить крупные кассовые сборы.

Кроме того, российские блокбастеры отличаются от западных аналогов степенью влияния государственных институций.

«Министерство культуры, Фонд кино пытаются поднять отечественную киноиндустрию, и эта поддержка идет вразрез с логикой рынка, — считает Денис Салтыков. — Понятно, что если эти институции принимают решение, они начинают выступать как эксперты. Они заинтересованы в том, чтобы кино было не просто развлекательным, а еще и в какой-то мере поучительным. В этом смысле чистая ориентация на рынок совмещается с просветительскими целями, и это порождает интересные гибриды».

На фоне доминирующей консервативной культурной позиции эротические сцены в кино оказываются в маргинальном положении.  «Они вроде как есть, но всегда значат больше, чем просто мелкая уловка для привлечения аудитории», — об этом пишет Денис Салтыков в статье «Эрос русской идеологии: Сексуальные сцены в современном российском блокбастере».

Путь викинга, или От дикости к святости

Фильм «Викинг» вышел в прокат в конце 2016 года. В нем эротические сцены иллюстрируют дикость и насилие языческих народов Древней Руси до принятия христианства. В противовес этому авторы фильма предлагают непорочную духовную любовь, свойственная верующим, как бы уже цивилизованным людям.   

«Сюжет доводит пафос конструирования истории до крайности, разрабатывая новую версию мифа о принятии христианства князем Владимиром (сценарий вольно адаптирует «Повесть временных лет»). Сексуальная линия представлена отношениями главного героя с полоцкой княжной Рогнедой. После неудачного сватовства Владимир насилует героиню на глазах ее родителей, которых тут же убивают; таким образом, князь-язычник завоевывает себе жену-язычницу посредством насилия. Вторую сексуальную сцену инициирует Рогнеда, которая приходит к Владимиру, уже ставшему правителем всея Руси. Она измазывает себе лицо кровью и занимает позицию сверху. Секс прерывает неудачное покушение на князя. В третьей сцене Рогнеда раскрывает образ языческой сексуальности как максимально опасной. Подговоренная волхвами, она пытается заколоть князя ножом, а затем признается, что собиралась покончить с собой и убить ребенка в своем чреве. <...>

Жестокий князь Владимир видит альтернативу языческой страсти в целомудренной любви к византийке Ирине. Обретение христианской веры переплетается в мифологии фильма с отказом от языческой телесности в пользу византийской духовности; «чистая» любовь сочетается с легитимацией правления Владимира константинопольским императором Василием. Финал «Викинга» изображает идиллическую сцену крещения киевлян в Днепре».

из исследования Дениса Салтыкова

Жизнь важнее секса

Другой пример — противопоставление внебрачного секса возвышенной бессмертной любви — показан в фильме «Притяжение». Эта картина наиболее соответствует категории блокбастера. Ее кассовые сборы были одними из самых высоких в прокате 2017 года среди российских фильмов.

По словам режиссера Федора Бондарчука, идея фильма возникла в связи с беспорядками в московском Бирюлеве в октябре 2013 года. Однако в картине речь идет не о гастарбайтерах, а о пришельцах с другой планеты. По сюжету, их корабль был сбит российскими военными и упал в московском районе Чертаново.

«Катастрофа сексуализирована: момент падения корабля смонтирован с постельной сценой главных героев. <...> Половой акт в этой сцене предстает тревожным и невзаимным действием: главная героиня Юля не столько отдается страсти, сколько переживает за подругу, которая сидит на крыше дома и наблюдает за падением инопланетного корабля. Переживает, как оказывается, не без оснований: летающая тарелка разрушает верхние этажи здания, убивает подругу и прерывает эротическую сцену. Герои выживают; впоследствии Юля влюбляется в раненого пришельца. Ревнующий герой провоцирует конфликт, который выливается в массовые беспорядки: жители Чертанова атакуют инопланетян. Таким образом, бунт возникает (в том числе) из сексуальной фрустрации. Сексуальный акт демонстрируется в разрушительном контексте. Зрителю предъявляется альтернатива: вместо того чтобы заняться с пришельцем сексом, Юля отправляется на его планету, где нет смерти.»

из исследования Дениса Салтыкова

Помимо сексуальных сцен в «Притяжении» политический подтекст проявляется и в изображении низовой самоорганизации. Протестующие показаны глуповатыми и агрессивными особенно на фоне разумных в своем поведении инопланетян. Пришельцы символизируют доброту, миролюбие и, главное, неприемлемость гражданского неповиновения. Они выступают на стороне властей. Исследователь полагает, что таким образом зрителям предлагается идея о том, что «бессмертная любовь возможна только при социальном порядке, который гарантирован существующей властью и лояльным к ней населением».

Крым как квинтэссенция

В картине «Крым» сюжетная линия строится вокруг развития отношений главных героев —киевлянки Алёны (в фильме ее ласково называют Алёшей) и крымчанина Сани. Их история развивается на фоне украинских событий зимы 2013-14 годов. В начале фильма главные герои знакомятся и между ними завязываются романтические отношения.

«С первых минут очевиден незамысловатый символизм: мужчина-защитник, симпатизирующий России, военным и силовым структурам, влюбляет в себя молодую женщину, которая, очевидно, представляет в политическом сознании авторов Украину.

Эротическая сцена разворачивается во второй половине фильма. После ссоры из-за отношения к событиям на Майдане Саня укладывает пьяную Алешу спать. Та отбивается, герой приказывает ей успокоиться и добавляет: «Я тебя люблю», и слышит ответ: «А я тебя нет». <...> Обилие поцелуев и смена поз, вероятно, должны демонстрировать добровольный характер происходящего.

<...>

События на Майдане делают невозможными сексуальные отношения главных героев. В следующих кадрах в комнату врываются украинские диверсанты, которые берут персонажей в заложники и разлучают их. Секс выступает коррелятом русско-украинской политики и романтической любви, невозможность которых болезненно переживается героями фильма.»  

из исследования Дениса Салтыкова

История главных героев может быть прочитана как метафора отношений между Россией и Украиной. Вроде как любящие друг друга Алёна и Саня расстаются из-за расхождений в политических взглядах. При этом в последней сцене показывается, что героиня сомневается в правильности своего выбора.
IQ

Автор исследования:

Денис Салтыков, аспирант Школы социологии НИУ ВШЭ

Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 6 августа, 2018 г.