• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: арабская весна

Фактор ал-Джазиры, рост цен на нефть и садд аз-зараи

©Signature/ISTOCK

В новом выпуске «Картотеки» преподаватель Факультета социальных наук Леонид Исаев рассказывает о том, что такое арабская весна и как она изменила мир.

1

Что понимается под арабской весной?

После того, как уличный торговец устроил акт самосожжения, в Тунисе начались протестные акции, а в американском журнале «Foreign Policy» появилась статья Марка Линча «“Арабская весна” Обамы?». Линч делал отсылку к событиям «арабской весны» 2005 года в Ливане (т.н. Кедровой революции). Они пришлись преимущественно на весенний период (с февраля по июнь 2005 года) и тогда США встали на сторону оппозиции.

Однако в процессе распространения антиправительственных демонстраций по всему Арабскому Востоку многие исследователи начали проводить более глубокие исторические отсылки. Например к европейской «весне народов» 1848 года. Таким образом, понятие «арабская весна» изначально предавало захлестнувшим арабский мир событиям конкретный смысл. Оно ассоциировалось с исчезновением старых порядков, началом обновления и надеждами на позитивные перемены. 

2

То есть абсолютно все отнеслись к «арабской весне» как к поворотному моменту?

В самих арабских странах ситуация изначально оценивалась не столь однозначно. Например, профессор Иорданского университета Заид Айадат в 2012 году говорил следующее: «Любой араб или гость арабского мира знает, что весна здесь невероятно красивый, но короткий период времени; это обстоятельство полностью применимо и к политическому термину “арабская весна”, под которым надо понимать краткосрочный период, не влекущий за собой сколько-нибудь радикальные преобразования арабских обществ». 

3

Почему все произошло так синхронно?

Во-первых, это события 1973 года, когда стремительный рост цен на нефть привел к притоку нефтедолларов, дошедших напрямую или опосредованно (через трудовую миграцию или по линии арабской помощи) даже до самых бедных стран региона. Это привело к ускоренной модернизации арабских государств и взрывообразному росту численности молодежи, которая и выступила основной протестной силой.

Во-вторых, стремительный рост цен на продовольствие, который пришелся на январь-февраль 2011 года. Это привело к тому, что к протестному ядру в лице арабской молодежи присоединились массы простых арабов, оказавшихся ниже уровня бедности, придав волнениям необходимую для потрясения (и свержения) режимов массовость.

4

Получается, все дело в растущей бедности?

Не только. Есть еще «фактор ал-Джазиры». За последние два десятилетия в арабском мире произошла своего рода медиареволюция, которая привела к появлению суперпрофессиональных телевизионных спутниковых каналов (пример — катарская «ал-Джазира». В арабском регионе уже давно сформировалось единое медиа- и интернет-пространство. Яркие образы, транслировались с площади ат-Тахрир во все уголки  арабского мира на понятном для всех его жителей языке. Это сыграло важную роль в распространении протестов на другие страны. Примечательно, что «арабская весна» стала по-настоящему арабской, не затронув близкие по структурно-демографическим характеристикам неарабские страны Ближнего Востока.  

5

Это вообще законно? 

Среди арабских политологов, а также специалистов в области мусульманского права до сих пор не сложилось консенсуса по поводу событий «арабской весны». Это привело к их расколу на два лагеря — условных «охранителей» и «реформаторов», каждый из которых, ссылаясь на шариат, по-разному оценивает протестные акции. Ислам не дает прямого и однозначного ответа на вопрос, как следует относиться к попыткам масс выступить против неугодного правителя. Из-за этого каждую установку можно было подкрепить соответствующим набором шариатских аргументов.

6

И какие были аргументы?

Позиция «охранителей», в рядах которых оказалось большинство мусульманских экспертов, исходит из принципа «садд аз-зараи», который диктует «заграждение путей, ведущих к тому, что запрещено шариатом». Иными словами, уличные демонстрации сами по себе могут и не содержать никаких признаков правонарушения, однако потенциально способны к нему привести. В концентрированном виде их позицию сформулировал видный теолог Салех ал-Фавзан: «Ни в одной стране нет ничего хорошего от революций, которые только проливают кровь, разрушают дома, уничтожают имущество и посягают на достоинство; они недопустимы, поскольку являются злом».

7

Понятно. А что думают «реформаторы»?

Существует мусульманское меньшинство, которое не разделяет столь категоричного взгляда на уличные протесты. К его представителям в первую очередь стоит отнести Всемирный совет мусульманских ученых во главе с авторитетнейшим богословом Юсуфом ал-Карадауи. В качестве основного аргумента он выдвигает мысль о том, что массовые протестные выступления следует относить к гражданской, а не религиозной, сфере, а значит, по отношению к ним действует принцип «презумпции дозволения»: что не запрещено, то разрешено. Леонид Сюкияйнен в этой связи отмечает, что «культовое правило не устанавливается иначе, как предписанием Аллаха, а мирские дела не отвергаются иначе, как запретом Аллаха».

8

И каков итог? Установился ли после этого в каких-нибудь странах Ближнего Востока и Северной Африки демократический режим?

Арабская весна по-разному повлияла на страны, затронутые порожденной ею политической нестабильностью. События 2011 года обнажили реальный кризисный потенциал, сделав явными многочисленные и зачастую колоссальные проблемы, которые на протяжении многих лет игнорировались или откладывались арабскими правителями. В одних государствах (Тунис и Египет) главный «весенний» лозунг «Народ требует свержения режима!» оказался фатальным только для правящих династий или отдельных правителей, ознаменовав смену правящих элит и не коснувшись политической системы как таковой. В других государствах (Йемене, Ливии и Сирии) революционные процессы разрушили почти все, превратив их в failed states.

9

Почему так вышло?

Здесь все дело в природе проблем, которые приходилось решать в ходе революционного реформирования. В то время как Хосни Мубарак в Египте или Зин ал-Абидин Бен Али в Тунисе управляли преимущественно (хотя и не без оговорок) гомогенными обществами, йеменские, ливийские, сирийские и иракские вожди после получения их странами независимости руководили раздробленными, мозаичными, пестрыми общественными системами, рожденными политической инженерией бывших колонизаторов. И если в первых двух ситуациях свержение режимов запускало постепенное, хотя и тернистое, возвращение к нормальной жизни, то в Йемене, Ираке, Ливии (и с определенными оговорками в Сирии) оно, напротив, ликвидировало те политические механизмы, которые вообще позволяли государствам существовать в устоявшихся и признанных границах. В каждом из этих случаев смещение диктатора не решало ровным счетом ничего.

10

Как Арабская весна изменила мир?

«Арабская весна» — событие, безусловно, мирового масштаба, которое займет свое место в учебниках истории. Во-первых, столь масштабные события встречаются не так уж и часто. Скажем, в  XX веке сопоставимыми по масштабу событиями могут служить «красная волна» в Европе после Первой мировой волны (1917-1920 годов), антиколониальное движение 1960 года (Год Африки) и распад социалистического блока в конце 1980-х годов. Во-вторых, «арабская весна» привела к кризису регионального миропорядка, существовавшего со времен Сайкса-Пико и распада Османской империи. Арабские страны, долгое время являвшиеся объектами геополитики, после 2011 года впервые за многие годы стали ее субъектами. В конце концов именно в ходе событий «арабской весны» о себе заявили силы наиболее радикальным образом оспаривавшие существующий в регионе статус-кво – «Исламское государство» и курды. 

IQ

17 августа, 2018 г.