• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заработать на себе

Как человеческий капитал увеличивает доходы

©Essentials/ISTOCK

Уровень зарплат в Москве традиционно выше, чем в регионах. Это подталкивает россиян не совершенствовать свое развитие, а мигрировать в столицу, жители которой проигрывают регионалам в жажде знаний и меньше инвестируют в образование. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучилВасилий Аникин.

Эффект территорий

По данным ООН, Россия относится к странам с очень высоким уровнем развития человека. Пребывание в группе лидеров — результат хороших показателей образованности населения, которая вместе с навыками, умениями, интеллектом, здоровьем и профессионализмом составляет основу человеческого капитала (ЧК).

Самым распространенным в РФ является среднее специальное образование (44% граждан). Однако его распределение по стране неравномерное. В Москве и Санкт-Петербурге — 46%, в районных центрах — более 50%, в центрах субъектов федерации — всего 34%.

Диспропорции и с высшим образованием. В целом по России его имеют 30%, при этом в Москве и Санкт-Петербурге — 33%, в столицах краев, областей и республик — 38%, в селах и городах районного значения — 25–26%. Низкий уровень образованности в первую очередь характерен для сел: 24% жителей с образованием ниже среднего.

Такая структура, говорится в исследовании, соответствует специализации территорий: столиц — как сервисных городов, региональных центров — как городов профессионалов, а районных – как индустриальных городов с преобладающей долей работников, занятых физическим трудом.

Проблемы в получении образования испытывает лишь 1% населения России. Причина такой позитивной оценки не столько в его относительной доступности, сколько в том, что образование перестало быть однозначной дорогой к благополучной жизни. Сложности с ним не воспринимаются так же остро, как плохое материальное положение, трудности со здоровьем или с занятостью, которые испытывают соответственно 32%, 24% и 23% работающих граждан.

Среди недовольных своими шансами в образовательной сфере, прежде всего, население городов-миллионников. Большинство (63%) в данной группе — занятые жители столиц в возрасте 31–40 лет, ощущающие сильную конкуренцию на рынке труда. 

Дети — за родителями

Пространственные различия в уровне образования тесно связаны с особенностями социализации, то есть с тем, как человек интегрируется в общество, усваивает правила поведения, нормы и ценности.

Условия первичной социализации (от рождения до формирования взрослой личности) в федеральных центрах и регионах не одинаковы. Москвичи и петербуржцы в большинстве — выходцы из семей, где хотя бы у одного из родителей образование выше среднего специального. Поэтому образовательные ресурсы в столицах просто воспроизводятся между поколениями.

В регионах такое воспроизводство — расширенное. Уровень родительской образованности здесь, наоборот, ниже, чем у детей — в 1,7 раза. Лишь примерно у трети детей отец или мать имеют образование выше среднего специального. У старшего поколения селян в половине случаев нет даже среднего специального. «Это означает, что практически каждый четвертый житель села улучшил ситуацию в сфере образования по сравнению со своими родителями», — заключает исследователь.

Наличие хорошего образования стимулирует тех, для кого оно является нормой (прежде всего, управленцев и специалистов), к инвестициям в свой человеческий капитал. В свободное от работы время занимаются повышением квалификации и получением образования 11% управленцев, 13% — специалистов и лишь 2% средне- и низкоквалифицированных представителей сферы торговли, бытового обслуживания и лиц, занятых физическим трудом. Не случайно, именно управленцы и профессионалы чаще других считают, что самое главное в воспитании детей — дать им хорошее образование: 68%, по сравнению с 55% среди занятых в сфере торговли и сервиса. 

Разбросы и перекосы

Россияне учатся довольно долго. Максимально (16 лет) — профессионалы столиц, руководители, предприниматели и самозанятые в центрах субъектов РФ.

Вместе с тем длительность обучения сама по себе не гарантирует высокооплачиваемой работы. В первую очередь речь идет о регионах. Именно в них образование меньше связано с уровнем индивидуальных доходов. В областных центрах можно встретить специалистов, потративших на учебу менее 10 лет и получающих в два раза больше средних показателей для своих профгрупп, например, 70 тысяч рублей в месяц, в то время как другие после 25 лет «за партой» имеют 27 тысяч.

Иное дело — Москва и Санкт-Петербург. Разброс количества лет обучения в них самый маленький, а заработки традиционно притягивают приезжих. По расчетам исследования, один только факт проживания здесь приводит к 68% и 71%-ому росту заработной платы специалистов и руководителей и 116% и 139%-ому — служащих и рабочих, по сравнению с их коллегами в сельской местности.

Такой перекос в распределении трудовых доходов негативно сказывается на человеческом капитале: формирование большей части зарплаты в мегаполисе стимулирует россиян не инвестировать в свое развитие, а мигрировать в поисках лучшей жизни в столицы. 

Отстающие мегаполисы

Притягивая рабочую силу, мегаполисы, впрочем, не отличаются более высокими показателями человеческого капитала:

 уровень образованности в Москве и Санкт-Петербурге средний по стране;

 их жители менее активно, чем регионалы, тратят личные финансы на собственное образование. По данным на весну 2017 года, платными образовательными услугами для взрослых в последние три года пользовалось 7% работающего населения при среднем значении по России 12% (в региональных центрах — 9%);

 основная для столиц категория занятых — служащие — практически полностью исключена из процесса инвестиций в образование детей. На платные образовательные услуги расходуют деньги всего 4%, что в 2,5 раза ниже, чем в региональных центрах и в три раза меньше, чем в селах. Ничего хорошего такой подход не несет, лишь увеличивает риск пролетаризации и прекаризации этой группы в будущем, предупреждает ученый.

Истоки еще одной тревоги — в компьютеризации столичных работников. Они энергичнее, чем в регионах, улучшают навыки «общения» с компьютером и интернетом. Этих практических умений подчас достаточно, чтобы претендовать на более высокооплачиваемые вакансии. Совершенствование фундаментальных показателей человеческого капитала (уровня образования, культуры, интеллекта и проч.) в такой ситуации отступает на второй план. 

Окупаемость инвестиций

Вложения в человеческий капитал, вне зависимости от места проживания, увеличивают трудовой доход. Однако в каждой профессиональной группе есть своя специфика. В частности, отмечает автор исследования, уравнение Минсера, с помощью которого традиционно оценивают экономическую выгодность инвестирования в ЧК, хорошо «работает» при оценке доходов менее квалифицированного персонала. Но оно лишь частично значимо для руководителей и полностью незначимо для профессионалов.

Например:

 дополнительный год трудового стажа увеличивает индивидуальный доход на 5,7% для управленцев и только на 1,5% — для служащих и рабочих;

 дополнительный год обучения повышает заработки служащих на 3,9%, рабочих — на 2,4%, в то время для управленцев и профессионалов этот эффект статистически не значим;

 в среднем по стране высокая квалификация рабочих (от 5 разряда) отражается на 18%-ом приросте их зарплат, в центрах субъектов РФ — на 24,8%.

В то же время на зарплатах руководителей и профессионалов интенсивнее, чем других профгрупп, сказываются разнообразные формы инвестиций в человеческий капитал:

 для руководителей наиболее значимо изучение иностранных языков на курсах или самостоятельно — 61%-й прирост заработной платы;

 повседневное использование компьютера, вне зависимости от целей использования, увеличивает доход специалистов на 20,5% (если сравнивать с их коллегами, применяющими эти навыки реже);

 расширение кругозора за счет путешествий и изучения зарубежных образовательных практик отражается позитивно лишь на доходах руководителей и специалистов (+18%), однако для специалистов этот эффект стабильный;

 переподготовка по новой специальности так же эффективна — 19,2%.

* Исследование «Пространственно-поселенческое распределение образовательной компоненты человеческого капитала в современной России» основано на данных выборочного всероссийского исследования Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) — весна 2017 г., объем выборки — 4 тысячи респондентов. 

IQ

Автор Исследования:
Василий Аникин, доцент факультета экономических наук, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 20 августа, 2018 г.