• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как образование родителей занижает возможности детей

На дальнейшее образование выпускников девятого класса влияют не только успеваемость и мотивация, но и характеристики семьи. Чем образованнее родители, тем вероятнее обучение школьника в десятом-одиннадцатом классах, выяснили исследователи Института образования НИУ ВШЭ в новом выпуске серии «Факты образования». В менее образованных семьях девятиклассники чаще выбирают не академический, а профессиональный трек — уходят в колледжи и техникумы, показал лонгитюд ВШЭ «Траектории в образовании и профессии».

По данным исследования, семьи с разным уровнем образования по-разному воспринимают плохие отметки детей, что, несомненно, влияет на выбор подростков. У более образованных родителей «есть мотивация и возможности нивелировать эффект низкой успеваемости» (например, нанять репетиторов, самим помочь детям в учебе и пр.). Для них провал с оценками — сигнал к активным действиям, поскольку они в принципе чаще ориентируют детей на продолжение учебы в старшей школе, а далее — в вузе. (Обучение в выпускных классах остается самой привычной предысторией поступления в высшую школу). Малообразованные семьи, напротив, считают плохие оценки детей «сигналом к прекращению пути по академической траектории», пишут исследователи.

Семьи с высоким и средним уровнем образования также чаще стараются находить для детей альтернативные способы продолжить учебу. Например, используют обходной маневр — возможность поступления в вузы, минуя старшую школу и сдачу ЕГЭ. В этом случае подросток следует гибридному треку — колледж плюс университет. После девятого класса ученик уходит в систему профессионального образования с тем, чтобы потом поступить в вуз-партнер своего колледжа (техникума).

В выборе университета в самом выгодном положении тоже оказываются дети высокообразованных родителей. Они используют все шансы «для реализации образовательных притязаний» — учебы в высокоселективных (сильных, с большим проходным баллом) вузах. И наоборот, в семьях с низким уровнем образования есть «тенденция избегания высокоселективных вузов». Часть рисков для учащихся при этом может быть мнимой, однако их шансы занижаются. Тем самым, образование родителей может блокировать социальный лифт для детей.

Образовательное неравенство, идущее от характеристик семей, нельзя сгладить только ростом успеваемости школьников из непривилегированных групп. Надо работать и с другими факторами, подчеркивают исследователи. Например, «повышать информированность и осознанность выбора, мотивацию, помогать преодолевать барьеры» на пути к престижным вузам.

В работе использованы пять волн лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», проводившиеся с 2010 по 2017 год.Эксперты проследили образовательные треки учащихся от школы до вуза. Средняя выборка по волнам — около 4 тысяч детей.

12 сентября