• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Порядок предлагаемых ответов в онлайн-опросниках влияет на выбор респондентов

К такому выводу пришли исследователи Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, проанализировав результаты ответов на оценочные (шкальные) вопросы более 22 тыс. респондентов. Результат их работы показал, что чаще всего выбирается первый вариант ответа из списка предложенных альтернатив.

Эффекту «первенства», именно так называют тенденцию респондентов к выбору первого варианта ответа, более подвержены люди без высшего образования. Однако в целом ученые эту склонность связывают с общим нежеланием респондентов тратить свое время и усилия на вдумчивое вычитывание всех предлагаемых вариантов.   

Другой вывод исследования говорит о том, что дизайн опросника также оказывает влияние на респондентов. Если ответы расположены не традиционно в столбик под вопросом, а представляют собой таблицу, где справа нужно дать оценку предложенному утверждению, то эффект «первенства» не наблюдается. Из этого можно предположить, что при табличном дизайне опросников, респонденты более внимательны к их чтению и заполнению.

Кроме того, были проанализированы особенности заполнения опросников с разных типов устройств. Результаты показали, что нет значимых различий заполняется ли опросник со стационарного компьютера, ноутбука, планшета или мобильного телефона.  

3 октября, 2018 г.