• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политологи оценили электронные приемные российских регионов

Исследователи НИУ ВШЭ и Университета ИТМО разработали методику оценки электронного участия граждан в публичной политике. Согласно новому методу, эффективность электронного участия определяется не техническими возможностями, а институциональным дизайном интернет-сайтов. Для тестирования технологии политологи провели исследование* электронных приемных российских регионов. Оказалось, что они предоставляют мало возможностей для контроля за деятельностью власти, а некоторые регионы включены в электронное участие чисто формально. Исследование было представлено на International Conference on Electronic Participation.

Электронное участие — это интернет-механизмы учета мнения населения при принятии государственных решений. К ним относятся электронные приемные, порталы для онлайн-голосований и общественных инициатив — все то, что позволяет гражданам общаться с чиновниками, контролировать их деятельность и влиять на публичную политику. Существуют различные методы оценки эффективности электронного участия. Однако большинство из них рассматривают технические возможности интернет-сайтов и не анализируют реальную вовлеченность граждан в государственную политику. Ученые из Петербурга предложили новую методику, которая позволяет оценить институциональный дизайн электронного участия, то есть принципы, определяющие поведение и вовлеченность пользователей.

Для этого исследователи проанализировали интернет-порталы региональных правительств на соответствие трем критериям: доступ для пользователей, встроенность в государственный аппарат и возможность контроля за исполнением обращений.

К доступу авторы отнесли систему регистрации и рейтингов пользователей, премодерацию обращений, сервис «вопрос-ответ», поиск по сайту, мобильное приложение и другие технические особенности. Под встроенностью ученые понимают наличие нормативной базы и четкий алгоритм обработки запросов граждан. Контроль — это официальные отчеты о результатах рассмотрения обращений, возможность оценить и перепроверить вопросы других пользователей. Всего авторы выделили 17 элементов, которые определяют эффективность электронного участия.

Для тестирования методики политологи провели пилотное исследование интернет-порталов всех российских регионов. В сентябре-ноябре 2017 года они проверили сайты на наличие необходимых элементов. За каждую доступную функцию регион получал один балл, если какой-то из элементов отсутствовал — ноль баллов. Затем исследователи вычислили среднее значение трех критериев — доступа, встроенности и контроля — для каждого регионального портала и для всей страны в целом.

Выяснилось, что с точки зрения нормативной базы электронное участие в России лучше всего удовлетворяет критериям встроенности и доступа для пользователей: среднее значение этих параметров составило 0,57 и 0,53 балла соответственно. Наихудшая ситуация (0,3 балла) сложилась с контролем за деятельностью органов власти. Общий индекс электронного участия в России составил 0,46 балла. Это означает, что в среднем на сайтах региональных правительств отсутствует больше половины искомых функций.

Также ученые выявили лидеров и аутсайдеров среди регионов. К первой группе отнесли 12 субъектов Российской Федерации, чей общий индекс электронного участия превышает 0,7 балла. Москва и Хабаровский край набрали максимум по всем критериям, за ними с 0,9 балла следуют Санкт-Петербург и Республика Башкортостан.

В регионы-аутсайдеры попали 14 субъектов с индексом электронного участия менее 0,25 балла. Остальные регионы образуют большую группу «середнячков», чьи показатели колеблются в диапазоне от 0,25 до 0,7 баллов.

«Существует несколько основных причин, почему у нас есть лидеры и аутсайдеры среди регионов, — объясняет Юрий Кабанов, старший преподаватель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. — Во-первых, некоторые затягивают с принятием нормативных актов. В России есть субъекты, где под электронное участие просто не заложена такая нормативная основа, которая позволила бы выполнить перечисленные критерии. Во-вторых, существуют структурные аспекты: доступ в интернет, эффективность бюрократии, уровень образования и урбанизации, экономическое развитие. Все эти переменные оказываются значимыми. Регионы отличаются по уровню развития информационного общества, что, безусловно, влияет на инициативы в области электронного участия и электронного правительства. Кроме того, есть еще и агентные объяснения. Например, успех портала “Наш Петербург” связан с конкретными людьми, которые в нужный момент оказались в команде губернатора города».

Исследователи планируют доработать методику, добавить в нее качественную составляющую. Юрий Кабанов отметил, что скоро начнется сбор данных для нового мониторинга, который позволит оценить изменения в организации электронного участия за прошедший год.

* При публикации использовались результаты, полученные в рамках гранта РНФ «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».

19 ноября