• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что делает подростка счастливым

Опрос более 7 тысяч молодых россиян

©ISTOCK

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

В выборку исследования вошли 3141 юноша и 4327 девушек из Владимирской, Воронежской, Иркутской, Новосибирской, Орловской, Самарской, Челябинской областей, а также Республики Башкортостан. Анкетирование проводилось онлайн в 2016 году и состояло из двух тематических блоков. В первом респондентам предлагалось ответить на вопросы социально-демографического характера. Подростков просили указать свой пол, возраст, место жительства (село или город), полноту семьи (полная/неполная) и ее размер (малодетная/многодетная).

Второй блок опроса касался психологии. Респондентам предлагалось оценить по 6-балльной шкале 57 утверждений, где 1 – совсем не похоже на меня, 6 – очень похоже на меня. Каждое утверждение определяет важность для человека одной из 19 базовых ценностей, согласно теории Шалома Шварца. Базовые ценности сгруппированы в четыре ценности высшего порядка (метаценности).

Метаценности и 19 базовых индивидуальных ценностей по Ш.Шварцу

Открытость к изменениям

Самоутверждение

Сохранение

Самоопределение

Помимо этого, респондентов спрашивали о субъективном ощущении счастья и желании, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они выросли.

Результаты

Анализ полученных ответов показал, что наиболее важная метаценность для подростков — Открытость к изменениям (4,66 — среднее значение совокупности баллов). Это говорит о готовности молодых людей к новым идеям, действиям и переживаниям. Второй по значимости оказалось Самоопределение (4,54). Особенно для подростков важна благожелательность в любом ее проявлении.

Метаценности Сохранение и Самоутверждение оказались менее значимы. Их совокупные баллы составили 4,10 и 4,01 соответственно. Подростки меньше всего себя отождествляют с такими ценностями, как конформизм и власть . В то же время они демонстрируют достаточно высокую заинтересованность в личной (4,40) и общественной (4,66) безопасности . Это, по мнению авторов исследования, может говорить о существовании среди молодежи запроса на сильное и авторитарное государство, способное защитить от внешних и внутренних угроз.

Исследователи предположили, что ценности служат предопределяющими факторами для переживания подростками счастья. Исходя из этого, они сопоставили результаты теста Ш.Шварца с социально-демографическими показателями респондентов и их ответами на вопросы о субъективном ощущении счастья и будущей семье.

Результаты показали, что те подростки, для которых самое важное значение имеет метаценность Сохранение, чувствуют себя счастливее. В основном это свойственно молодым людям, проживающим в сельской местности. Исследователи считают, именно там лучше сохраняется традиционалистская среда с консервативными устоями.

Помимо этого, счастливые подростки ориентированы на достижение успеха, но при этом для них не имеют большого значения такие ценности, как власть и репутация . У них ярче выражено стремление к получению удовольствия. Однако они не желают самостоятельно отвечать за свои поступки.  Другими словами, молодые люди чувствуют себя более счастливыми, если могут перекладывать ответственность на родителей или других близких людей.

Определяющим фактором счастья считается также наличие полноценной семьи и забота об узком круге близких людей. Это, по мнению авторов исследования, отличительная особенность российской молодежи. Обычно в возрасте 14 – 19  лет влияние сверстников играет критическую роль в поведении молодого человека вопреки базовым ценностям, усвоенным в семье. Однако полученные результаты говорят о том, что в России подростки в большей степени ориентируются на семью и консервативные ценности.

Из 7468 опрошенных подростков 68% чувствуют себя счастливыми. Между тем только 35,4% из них хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в которой они росли (18% — не хотели бы, 15% — не знают). Практически для половины подростков, считающих себя счастливыми, собственная семья не является образцом для подражания, и сила связи между молодыми людьми и их родителями не так сильна.

IQ

Авторы исследования:
Артур Александрович Реан, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения
Игорь Львович Шагалов, младший научный сотрудник Института институциональных исследований
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 6 марта, 2019 г.