• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экологический взнос

Как британцы борются
с пластиковыми пакетами

© IPHOTOSTOCK

В октябре 2015 года в английских супермаркетах была введена плата за использование одноразовых пластиковых пакетов. Эта мера получила широкую поддержку общества. Она изменила экологическое поведение населения, его осознанность в вопросах сохранения окружающей среды, а также повлияла на поддержку других подобных мер, направленных на борьбу с пластиковыми отходами.
Международная группа ученых провела лонгитюдное исследование и определила, насколько британцы одобряют нововведение, и готовы ли они поддержать другие сборы с целью улучшения экологии. Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Одноразовые пластиковые пакеты появились в супермаркетах Великобритании в 1980-х годах. В 2014 году их количество превысило 8,5 млрд штук, что составило примерно 58 тыс. куб. тонн пластиковых отходов. Для снижения уровня экологического загрязнения власти административно-политических частей Королевства стали поочередно вводить плату в размере 5 пенни (0,06 долларов США) за один пакет*. В Уэльсе эта мера заработала в 2011 году, в Северной Ирландии — в 2013, в Шотландии — в 2014. В результате потребление пакетов снизилось на 80%, а у покупателей вошло в привычку брать с собой в магазин сумку. Деньги, получаемые супермаркетами с данного сбора, направляются на благотворительные экологические и социальные проекты.

Механизм воздействия платы за пакет на поведение потребителя оставался до конца непонятным. Одни исследователи видели в этом исключительно экономический эффект. Другие считали, что 5 пенни — ничтожная сумма, и введение платы скорее влияет как фактор нарушения автоматизма — привычки брать в супермаркетах бесплатные пакеты.

Чтобы проверить обе гипотезы, коллектив ученых, представляющих Кардиффский университет в Великобритании и Высшую школу экономики, провели первое лонгитюдное исследование о влиянии платы за пакет на поведение потребителей.

Работа основывалось на анализе трех компонентов: опросе, глубинных интервью и наблюдениях, которые были сделаны до введения пакетного сбора в Англии в октябре 2015 года и после него.

Лонгитюдный опрос

проводился в три этапа среди респондентов из Англии, Уэльса и Шотландии. Первый этап состоялся в сентябре 2015 года. В нем приняло участие более 3 тыс. человек, из которых 1802 респондента были из Англии.  Второй этап проходил в ноябре 2015 года, то есть через месяц после введения пакетного сбора. Число респондентов составило около 2 тыс. человек. Последний опрос проводился в апреле 2016 года. В нем приняли участие 1230 человек. Среди них 728 англичан, 271 валлийцев и 231 шотландец.

Исследователей интересовали три темы:

Как часто британцы используют одноразовые пакеты;
Ответы респондентов оценивались по 5-балльной шкале, где 1 означало «никогда», а 5 — «всегда».
Согласны ли они с тем, что за использование пакетов взимается плата;
Готовы ли они поддержать другие подобные инициативы в целях сокращения негативного влияния на окружающую среду.
В частности, согласны ли они доплачивать по 5 пенни за продукцию в пластиковой бутылке или в пластиковой упаковке. И поддержат ли они повышение налога на бензин и дизель в целях снижения количества выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу.

Мнения респондентов оценивались по 5-балльной шкале, где 1 означало «вовсе не согласен», а 5 — «полностью согласен». Помимо этого, исследователи собирали данные о социально-экономическом положении респондентов.

Лонгитюдные интервью

проводились два раза. Первый — в сентябре 2015 года за месяц до введения платы на одноразовые пластиковые пакеты в Англии. В нем приняли участие 52 британца. Второй раз интервью проводились в ноябре 2015 года. Были опрошены 43 жителя Англии, Уэльса и Шотландии.

Исследователей интересовали те же три темы:
 Отличалось ли использование пакетов респондентами до и после введения сбора;
Отличалось ли отношение к данному сбору до и после его введения;
Отличалось ли отношение к введению других подобных экологических сборов до и после введения платы за пакеты.

Лонгитюдные наблюдения

проводились в четырех брендах сетевых магазинов Англии и Уэльса. Исследователи смотрели, с какими сумками и пакетами люди выходят из супермаркетов в разное время и дни недели.
Первый раз наблюдения проводились в июле 2015 года, когда в Уэльсе одноразовые пластиковые пакеты уже были платными, а в Англии еще нет.
Второе наблюдение осуществлялось через год, в июле 2016 года, когда прошло около 10 месяцев после введения платы за пакеты в Англии.
В общей сложности за два этапа было собрано 3764 наблюдения за покупателями, из них 1961 — в Уэльсе и 1803 — в Англии.

Результаты

опроса показали, что после введения платы частота использования пластиковых пакетов упала с «иногда» до «очень редко». Это подтвердили и результаты наблюдения: до введения пакетного сбора 48% покупателей в Англии использовали одноразовые пластиковые пакеты, а меньше, чем через год после введения, их количество снизилось до 17%. Интервью показали, что все респонденты либо полностью прекратили, либо существенно сократили потребление пакетов. Данные интервью также продемонстрировали, что введение платы выступило катализатором изменения привычки автоматического использования пластиковых пакетов. В большинстве своем респонденты заявляли, что для них не составило особого труда начать использовать многоразовые сумки при походах в супермаркет, и что теперь они осознанно относятся к потреблению пластиковых пакетов.

Пол, возраст и уровень дохода респондентов во всех трех исследованиях не оказывали значимого влияния на эти результаты. Значимых различий между поведением покупателей магазинов разных размеров, ценовой категории и места расположения обнаружено также не было. Эти данные говорят о том, что нововведение имело не столько экономический, сколько психологический эффект. Очевидно, что люди с достатком выше среднего отказывались от одноразовых пакетов не ради экономии.

Представители разных возрастных групп восприняли нововведение как разумную меру по снижению количества пластиковых отходов и высказались за ее поддержку. Кроме того, опрос показал, что респонденты поддерживают введение аналогичного сбора на продукцию, продаваемую в пластиковой упаковке. Они считают, что это может привести к снижению количества пластиковых отходов и улучшить качество окружающей среды. Однако большинство опрошенных не готово согласиться с введением дополнительных сборов на бензин и дизель. Несмотря на то, что эта инициатива по мотивам схожа с взиманием платы за пакеты, респонденты считают, что такая мера «ударит» по всему населению (особенно людям с низкими доходами) и по предприятиям. По их мнению, государству вместо того, чтобы вводить дополнительные пошлины, стоит подумать о развитии новых, экологически чистых технологий в области топлива и транспорта.
IQ


* Имеется в виду полиэтиленовый пакет-«майка» толщиной менее 70 микрон, отпускаемый на кассе.

Авторы исследования:
Елена Сауткина,  Департамент психологии НИУ ВШЭ
Грегори Овен Томас и Ваутер Портинга, Уэльская школа архитектуры Кардиффского университета
Эмили Уолстенхолм и Лорен Уитмаш, Школа психологии Кардиффского университета

 

Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 18 марта, 2019 г.