• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мусорный вопрос

Как на него отвечают россияне

© ISTOCK

Самым эффективным в борьбе с проблемой мусора признан его раздельный сбор. Почти 70% жителей России им не занимаются и не планируют. Но это не повод недооценивать население: 86% россиян вовлечено хотя бы в одну практику по сокращению бытовых отходов. Формы, мотивы и потенциал вовлеченности изучила Марина Шабанова. Результаты исследования будут представлены на XX Апрельской конференции в НИУ ВШЭ.

Масштаб и фрагментарность

Практики, уменьшающие образование мусора, разнообразны: бойкотирование пластиковых пакетов, экономия ресурсов, передача ненужных вещей хорошего качества другим людям, сокращение избыточного потребления и проч.

Россияне, как показал опрос Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (2 тыс. чел., 2017 г.), чаще всего:

экономят электроэнергию (энергосберегающая техника и лампочки, выключение света в пустом помещении) — 59% участников опроса;

экономят воду (избегание ситуаций, когда вода течет напрасно) — 57%;

покупают ровно столько продуктов питания, сколько нужно, чтобы не выбрасывать лишнего — 43%.

Наименее распространены:

покупка товаров в перерабатываемой/разлагаемой упаковке, с минимальной упаковкой или вообще без нее — 4%;

сокращение использования одноразовых пластиковых пакетов, отказ от них в пользу долговечных сумок — 7,5%.


Участие россиян в практиках,
содействующих сокращению
образования мусора
(%
опрошенных)



Сортировка и перемещение бытовых отходов
в специально установленные раздельные контейнеры, пункты приема

13 29
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Сокращение использования одноразовых пластиковых пакетов;
отказ от них в пользу долговечных сумок

7,5 14
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Покупка товаров в перерабатываемой/разлагаемой упаковке,
с минимальной упаковкой или без нее

4 8
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Передача ненужных вещей в хорошем состоянии в храмы,
благотворительные магазины, пункты социальной помощи

17 23,5
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Передача ненужной одежды, мебели,
бытовой техники друзьям, знакомым, соседям

32 33
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Покупка ровно такого количества продуктов питания,
которое нужно, чтобы не выбрасывать лишнего

43 48
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Отказ от покупок не особо нужных вещей,
от избыточного потребления

18 19
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Экономия электроэнергии

59 62
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года


Экономия воды

57 64
Делают
в настоящее время
Намерены делать
в ближайшие 1-2 года

Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2017

«В целом в ту или иную практику включены 86% граждан. Однако присутствует высокая фрагментарность: 25% участвуют только в одной, 30% в двух, 19% в трех, и лишь 12% в четырех-семи», – говорит Марина Шабанова.

Лавры сортирующих

Перспективный для сокращения мусорной проблемы РСБО (раздельный сбор бытовых отходов) в РФ распространен мало. Основная часть населения (68%) его не применяет и пока не собирается.

Однако социальная база для развития хорошая: у РСБО высокие коэффициенты стабильности (отношение числа намеренных продолжать практику в ближайшие год–два к числу уже включенных в нее) и замещения (отношение числа намеренных включиться к числу намеренных отказаться).

Условия для участия в раздельном сборе мусора,
по мнению жителей России (% опрошенных)

установка контейнеров для РСБО вблизи дома — 69%;

уверенность в том, что раздельно собранный мусор
пройдет вторичную переработку — 26%;

организация своевременного
и правильного вывоза мусора — 19%;

приемлемое время на доставку мусора в спецпункты
или раздельные контейнеры — 17%;

наличие информации о том, куда можно отвезти
раздельно собранный мусор — 16%;

участие большинства соседей в раздельном сборе мусора — 13%;

введение штрафов или дополнительной платы
за отказ от сортировки мусора — 11%.

Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2017

На другие практики приверженцы РСБО реагируют слабо: уступают остальным в экономии воды и электричества; умеренно отказываются от приобретения лишних вещей и продуктов питания; 75% из них не игнорируют одноразовый «пластик», 83% — перерабатываемую упаковку.

«Возможно, за этим скрываются эффекты “морального лицензирования” или “этики вклада”, когда люди воздерживаются от включения в новые виды поведения по ослаблению конкретной проблемы, если считают, что уже внесли посильную лепту и вправе почивать на лаврах», — поясняется в исследовании.

На полюсах мотивации

В наиболее массовых практиках с большим отрывом лидируют экономические мотивы, в наименее — просоциальные и проэкологические.

К примеру, 69% экономящих электроэнергию/воду поступают так в целях сокращения коммунальных платежей. О пользе для природы думают лишь 4%, к тому же среди них больше всего разочаровавшихся – намеренных прервать участие.

В случае с РСБО личная корысть отступает. У сортирующих отходы высок так называемый «зеленый моральный индекс» (Berglund C.): 47% объясняют свои действия желанием ощущать ответственность за состояние окружающей среды; 37% — старанием делать то, что, по их мнению, должны делать все; 36% — стремлением вносить вклад в улучшение экологии, благополучие нынешних и будущих поколений; 29% убеждены в экономической выгоде РСБО для общества.

Выбор по себе

Помимо мотивации в приобщении к «антимусорному» поведению важны социально-демографические характеристики человека, его ценности и общественные установки.

С большей вероятностью активность проявляют:

женщины. В первую очередь в вопросах бережного отношения к продуктам питания и передачи вещей;

члены НКО, общественных организаций/движений/инициатив;

жители городов-миллионников по сравнению с жителями сел.

Готовые объединяться с другими, если их интересы и цели совпадают, энергичнее подключаются к РСБО и передаче вещей.

От использования пластиковых пакетов чаще отказываются те, для кого в приоритете надындивидуальные ценности (благополучие всех людей и природы; гордость за Россию как Родину, ее мощь и процветание; помощь нуждающимся).

Ориентированные на личное (материальный достаток, безопасность своя и близких, получение удовольствий, наслаждение жизнью), скорее займутся экономией энергии/воды и бережным отношением к продуктам питания.

Такая гетерогенность, заключает автор исследования, подтверждает необходимость решать мусорный вопрос с помощью комплексной политики, «расширяющей приемлемые каналы вхождения со стороны разных групп».
IQ

Автор исследования:

Марина Шабанова, профессор факультета экономических наук,
ведущий научный сотрудник Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 25 марта