• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство на торгах

Как устроен российский арт-рынок

© WIKIMEDIA COMMONS

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

На мировых аукционах

По данным The Art Market (Arts Economics), в 2017 году объем мирового арт-рынка составлял почти $64 миллиарда. Лидируют США с долей свыше 40%, Китай (21%) и Великобритания (20%). Позиции России очень слабые: по экспертным оценкам, менее 1%.

При этом русское искусство пользуется спросом. Интерес к нему сохраняется, несмотря на напряженную международную обстановку и повышенную осторожность коллекционеров. В 2017, по подсчетам Artinvestment.com, объем «русских» продаж на мировых аукционах достиг $455 млн — в 1,5 раза больше, чем в 2016 году, хотя почти во столько же меньше, чем в 2014 ($677 млн).

За рубежом фиксируются и ценовые рекорды. Самая высокая ставка на торгах-2017 — $41,8 млн («Картина с белыми линиями» Василия Кандинского), в первом полугодии 2018 года — $85,8 млн («Супрематическая композиция» Казимира Малевича).



ТОП-5 аукционных продаж русского искусства в мире
в первом полугодии 2018 года*

  1. Казимир Малевич «Супрематическая композиция» — $85,8 млн
  2. Марк Ротко «№ 7 (Темное над светлым)» — $30,7 млн
  3. Николя де Сталь «Стоящая обнаженная» — $12,1 млн
  4. Василий Кандинский «Этюд для пейзажа (Дюнаберг)» — $9,4 млн
  5. Марк Шагал «Синяя деревня» — $7 млн

Продажи в России

Аукционы в России по объему продаж отстают от заграничных больше чем в 50 раз ($8,7 млн против $455 млн). Наиболее активные покупки в РФ в 2017 году совершались в ценовом диапазоне до 100 тысяч рублей, стоимость самого дорого лота составила $290 тысяч.

Основные причины сложившейся ситуации — малая емкость арт-рынка и законодательные барьеры для трансграничной торговли. В частности, запрет на проведение торгов иностранными аукционными домами (первый и последний аукцион Sotheby’s прошел в Москве в 1988 году). В Российской Федерации существуют только представительства домов, сфокусированные на информационном и просветительском обслуживании потенциальных клиентов. Филиалов международных сетей галерей и вовсе нет.

Локальные проблемы

Арт-рынок в РФ до сих пор находится в стадии формирования. В СССР, где постоянно появлялись барьеры для торговли предметами искусства, он не мог свободно развиваться. В постосоветское время начался бурный рост, затем — во время экономических кризисов 2000-х — спад из-за снижения покупательной способности коллекционеров. Продажи на $8,7 млн в 2017 году — это почти в 2,5 раза меньше, чем в докризисном 2013-м.

Рынок очень чувствителен к событиям внутренней и внешней политики. Отрицательная динамика 2014 года (сокращение в 1,5 раза: с $21 млн в 2013 до $14 млн) была обусловлена введением антироссийских санкций и девальвацией рубля.

 



Негативные факторы, влияющие на арт-рынок в России

непрозрачность: отсутствие официальных данных по аукционным и дилерским сделкам, пребывание большей части рынка в тени;

 слаборазвитая система экспертизы, провоцирующая появление фальсификата: отсутствие специальных контролирующих институтов, дефицит или отсутствие специалистов по ряду периодов и художников, отсутствие каталогов-резоне;

недостаток качественного товара: количество знаковых работ уменьшается, на аукционах стали выставляться предметы, ранее не представлявшие коллекционного интереса (например, советский фарфор 30–40-х годов XX века);

проблемы с продвижением предметов искусства и авторов разных периодов. Достаточно много талантливых художников не проводят собственных выставок, не представлены в интернете (веб-сайт, аккаунты в соцсетях) и т.п.;

низкая вовлеченность (некоторые эксперты отмечают даже информационную изоляцию) в международные арт-процессы отечественных креаторов.

Современные авторы

По мнению галеристов, сейчас актуально приобретать произведения современников, спрос на них в ближайшие пять лет вырастет.

Профессиональных художников в стране свыше 20 тысяч. Лучшие из них с 2017 года включаются в два рейтинга: ТОП 100 признанных русских современных художников и ТОП 100 молодых авторов до 35 лет.

По результатам исследования InArt, наиболее востребованный вид актуального искусства — живопись (80% продаж), на втором месте — фотография, на третьем — графика. Стоимость самых дорогих произведений на торгах за рубежом в 2017 году варьировалась от $32 тыс. до более чем $61 тысячи.



Топ-5 работ российского актуального искусства

(продажи на международных аукционах,  2017 год)*

  1. Георгий Гурьянов «Штурвал» — $61 529
  2. Павел Пепперштейн «Умирающий бандит» — $32 795
  3. Владимир Дубосарский и Адександр Виноградов «Лето» — $32 795
  4. Тимур Новиков «Путешествие Одиссея» — $29 036
  5. Владимир Логутов «Без названия» — $23 192

Игроки рынка

Более 20 аукционных домов. Большинство специализируется на антиквариате, букинистке и нумизматике. На продажу современного искусства ориентированы всего несколько — например, VLADEY, Литфонд. Ключевые в сегменте ИЗО (по величине оборота, 2016 г.): СОВКОМ, VLADEY, AI Аукцион, Литфонд, Русская эмаль. Крупные локальные дома, сопоставимые по масштабу торгов и/или уровню лотов с Sotheby’s или Christies, в России отсутствуют.

Около 100 значимых художественных галерей. В основном в Москве и Санкт-Петербурге. Среди региональных городов выделяется Екатеринбург. Могут иметь разный профиль: старые мастера, советское искусство, современное искусство. Самые известные на сегодня — московско-лондонская галерея Ovcharenko (бывшая «Риджина») и московская ХL.

400–600 антикварных магазинов. Сосредоточены преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенно развивается онлайн-торговля антикварными объектами.

Около 5 тысяч частных дилеров. Участники арт-рынка, хорошо разбирающиеся в искусстве, имеющие профильное образование и сделавшие этот вид торговли своим основным или дополнительным заработком.

Частные и корпоративные коллекционеры. В России проживает девять крупных частных коллекционеров и несколько сотен средних и мелких. По оценкам галеристов, в стране присутствует свыше 100 серьезных ценителей современного искусства. Корпоративные коллекционеры (например, Газпромбанк, чья коллекция современного российского искусства вошла в ТОП-80 корпоративных коллекций мира Global Corporate Collections) все больше рассматривают эту деятельность как социальный проект в целях сохранения культурного наследия.

Поддержка художников и меценатов

Самостоятельной госпрограммы поддержки художников в РФ нет. Региональным отделениям «Союза художников России» и «Творческого союза художников России» предоставляются субсидии. Минкультуры регулярно выделяет средства на реализацию проектов в сфере ИЗО некоммерческим организациям. Постепенно развивается федеральная и муниципальная грантовая поддержка.

Способы поощрения меценатов (в частности, присуждение наград и почетных званий) прописаны в законе. Однако налоговых льгот для них и дарителей государственным музеям не предусмотрено. Отсутствие налога на богатство и наследование предметов искусства — единственные «условно» положительные моменты для развития в России института коллекционеров.

Перспективы арт-рынка

Российское искусство продолжит пользоваться спросом в мире. В ближайшие несколько лет продержится интерес к работам периода социалистического реализма.

На отечественном арт-рынке русскому искусству придется конкурировать с сопоставимым по уровню зарубежным. Смешанные коллекции становятся все популярнее.

Постепенно развивается аукционный бизнес: уже сейчас на торгах можно встретить лоты уровня Christie's или Sotheby's. Все больше игроков станет специализироваться на продаже современного искусства.

Галереи будут ориентироваться на прозрачность (публикация каталогов с ценами на официальных сайтах) и активнее продвигать молодых художников. Это позволит арт-дилерам занять свою нишу на высококонкурентном рынке, однако появление среди них новых игроков маловероятно в условиях экономической нестабильности из-за дороговизны самого бизнеса.

Набирает обороты дистанционная торговля. В РФ уже существует несколько форматов онлайновых продаж: интернет-магазины офлайн-галерей; агрегаторы с широким ассортиментом продукции различных авторов; собственные сайты художников с возможностью заказа; интернет-магазины, специализирующиеся на конкретных направлениях изобразительного искусства и т.д.

Возможность онлайн-покупок постепенно вовлечет в арт-рынок регионы.

 Изменится структура потребительского спроса. Развитие технологий приведет к росту популярности тиражного искусства (графики, фото, видео и др.).

Ядром российских коллекционеров остаются состоятельные консерваторы в возрасте 35–55 лет, для молодежи в приоритете интеллектуальное потребление. Покупательная способность среднего класса пока не восстановлена, но интереса к приобретению предметов искусства у него не наблюдалось и до кризиса.

IQ

* Источник: Artinvestment.ru

Авторы исследования:
Инна Седых, ведущий аналитик Института «Центр развития»
 

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 27 марта, 2019 г.