• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезисы: экономика впечатлений

Культура и отдых как часть семейных расходов

Российские семьи тратят на культуру и отдых более 6% своего бюджета. В структуре ВВП доля таких расходов чуть выше 2%. На фоне развитых стран это немного. Но так ли все плохо? В Институте управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ изучили потенциал отечественной экономики впечатлений. Результаты работы представят на XX Апрельской международной научной конференции. IQ.HSE публикует тезисы доклада.


В современном мире впечатление — это новое экономическое предложение — четвертое после привычных сырья, товаров и услуг. Экономика впечатлений, включающая культуру, туризм, ресторанный, музейный, выставочный бизнес и рад других сфер занятости, потеснила традиционную. Товары и услуги теперь не просто продаются, а продвигаются на рынке с помощью эмоций, которые возникают в связи с взаимодействием с ними. Люди не могут жить без эмоций и готовы платить за свои впечатления.


С точки зрения потребления выделяют четыре области впечатлений:

Развлечение. Товар или услуга соотносится с чем-то положительным в сознании потребителя. Пример: просмотр рекламного ролика вызывает позитивные эмоции и желание приобрести товар.

Обучение. Потребитель всецело поглощен процессом и выполняет различные действия для получения знаний и умений (обучающие программы, развивающие игры и проч.).

Уход от реальности. Человек полностью погружен в процесс и активно в нем участвует. Пример: фитнес-центры (их абонементы приобретаются не только с практической целью, но и с целью «приобрести» эмоции от самих занятий).

Эстетика. В эстетические впечатления люди погружаются, однако остаются пассивными Пример: посещение кофейни, чтобы выпить чашечку кофе (выпить можно и дома, а в кофейню идут за удовольствием от уютной обстановки и новыми впечатлениями).


Наиболее распространенные типы впечатлений в России — это развлечения с моделью пассивного поглощения и получения ощущений извне. При пассивном участии потребитель не оказывает непосредственного влияния на представление. Поглощение возникает, когда впечатление переносится во внутренний мир человека и удерживает его внимание. К таким типам относятся классический театр и кино.

В последние несколько лет актуальными становятся активные модели — обучение и уход от реальности: иммерсивные театры, кулинарные школы, квесты и прочие интерактивные практики.


За 12 лет (с 2004 к 2017 году) расходы российских семей на организацию досуга и культурные мероприятия увеличились в номинальном выражении в 5,1 раза, в реальном — в 1,8. Доля этих трат в общих расходах семейных бюджетов возросла с 5,9% до 6,4%, реагируя на изменение уровня благосостояния граждан: пик (7,4%) в 2008 году, обвал в кризис 2008-2009, восстановление до 7% в 2013-м и новое падение на фоне экономических потрясений 2014-2015.


В сравнении с государствами Евросоюза российская доля расходов граждан на культуру и отдых невысока. В последние 10 лет динамика положительная, но отставание по-прежнему заметное. Для сравнения Великобритания (11,1%), Австрия (10,1%), Германия (9,1%).

Приближены к европейским значениям отдельные регионы РФ: Московская область (14,9%), Хабаровский край (9,7%), Ярославская (9,4%), Свердловская (8,9%), Белгородская (8,3%) области, Санкт-Петербург (7,7%), Ленинградская область (7%), Москва (6,5%). Минимальные показатели в Рязанской области (2,9%) и республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия — около 2,5%).


В большинстве передовых стран доля расходов населения на культурные мероприятия и организацию отдыха в структуре ВВП остается стабильной: в минувшем десятилетии — около 5%. За исключением Норвегии, Новой Зеландии, США, Великобритании и Греции, где расходы растут несколько быстрее среднего. В России за последние пять лет показатель немногим выше 2%.


Неразвитость творческих индустрий приводит к недостаточной конкурентоспособности РФ на новых, растущих рынках. Внешнеторговый потенциал отечественных креативных отраслей незначителен: доля в мировом экспорте — 0,3% (2015).

Наибольшую часть экспорта творческих товаров представляет издательская продукция, печатные медиа и дизайн. Самые востребованные из услуг — реклама, маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги.


При низком экспортном потенциале в России устойчиво увеличивается импорт, что приводит к нарастанию отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере. В 2015 году импорт в области творческих индустрий резко сократился, однако не за счет импортозамещения, а за счет неблагоприятного изменения курса валют.

IQ

 

Авторы исследования:
Татьяна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ
Елена Николаенко, научный сотрудник Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ
Вера Романова, директор Центра управления государственными и муниципальными финансами Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 4 апреля, 2019 г.