• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надбавка за английский

Как знание иностранного языка влияет на зарплату

© ISTOCK

Владение иностранным языком увеличивает доходы работников. В России в среднем на 11%, подсчитали в Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ.

Страны и премии

Положительная экономическая отдача от знания иностранного языка подтверждается в разных странах. В Швейцарии такое знание может поощряться значительной (12-30%) зарплатной премией. В развивающихся государствах, например, во Вьетнаме, и того больше — 40-60%. Отдача от свободного владения английским в Германии около 12% при условии, что язык используется на рабочем месте.

Наиболее устойчиво на доходы жителей Европы влияют английский и немецкий. Степень влияния зависит от распространенности языка на конкретном рынке труда. Так, в Австрии, где на английском говорит практически половина граждан, отдача от него 11%, а в Испании, где говорящих меньше, 39%.

В США национальный язык является языком международного общения, поэтому изучение иностранных на трудовых доходах либо не отражается, либо улучшает их мало — всего на 2%.

Политическая или экономическая зависимость от конкретной страны делает ее язык инструментом для более легкого доступа к рабочим местам. На постсоветском пространстве такой язык — русский. В Армении, Азербайджана и Грузии его знание повышает вероятность занятости на 6% среди мужчин и на 9% среди женщин, способствует трудоустройству в государственных и иностранных организациях.

Ситуация в России

Отдачу от языковых навыков в России исследователи ВШЭ изучили на данных RLMS-HSE за 2008-2016 годы. Эконометрические оценки показали, что она варьируется в разных группах населения, но в среднем составляет 11%.


Как считали

Для оценки использовано уравнение
ln( Wi ) = a + b Xi + g Zi + d Ci + e, где:

зависимая переменная — логарифм индивидуальной почасовой зарплаты i-го индивида;

Zi — индикатор, равный единице, если индивид знает иностранный язык, и 0 в противном случае;

Xi — вектор индивидуальных характеристик (пол, возраст, стаж, наличие высшего образования, семейное положение);

Ci — вектор характеристик рабочего места (отрасль, профессиональная группа, размер предприятия, форма собственности).

Кроме того, в регрессии содержатся переменные, контролирующие тип поселения и регион.


Наибольший прирост заработка — 13% — характерен для работников от 30 до 39 лет. В группах 18–29 лет и от 40 лет — 10%.

Для владеющих языком свободно зарплатная премия возрастает до 27%, что сопоставимо с Испанией и Мексикой.

Обладатели диплома бакалавра и выше могут рассчитывать на прибавку в 13%, что на 4% больше, чем для лиц без вузовского образования.

Отдача существует не для всех категорий сотрудников и убывает от высоких профессиональных групп к низким: максимум (22%) — у руководителей высшего и среднего звена, 15% у специалистов высшего уровня, 8% — среднего.

Знание языка поощряется для профессионалов с развитыми когнитивными навыками, представителей интеллектуальной сферы. Значимого влияния на доходы рабочих не обнаружено.

Хорошо, но мало

Рынок предъявляет устойчивый спрос на работников с языковым навыком, однако пока в России их не так много, обращают внимание авторы исследования. Чаще всего, по их подсчетам, иностранными языками в РФ владеют:

молодежь — 35,5% 18-29-летних.
С возрастом показатели снижаются: 30-39 лет — 21,9%, от 40 лет — 11,6%;

женщины: 21,9% против 18,5% мужчин.
Разрыв устойчив во времени и отчасти объясняется более высоким уровнем образования женщин;

выпускники вузов — 41,5%.
Среди людей без диплома о высшем образовании — 12,9%;

жители больших городов — 38,9% в Москве и Санкт-Петербурге;

специалисты высшего уровня квалификации — 40,8%;

работники финансовой сферы — 41,3%.
Для сравнения в сельском хозяйстве — 5,9%, ЖКХ — 11,8%.

В целом в 2008-2017 годах хотя бы один иностранный язык знали в среднем 20% россиян (в Европе — как минимум 2/3 населения), в основном на уровне «изъясняюсь, читаю и перевожу со словарем».

По владению главным в коммуникации — английским Россия занимает 42 место из 88 стран в рейтинге международной организации EF Education First, со времени появления рейтинга (2011 год) ситуация в лучшую сторону не менялась.
IQ

 

Авторы исследования:
Сергей Рощин, проректор, доцент департамента прикладной экономики, заведующий Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ
Ксения Рожкова, стажер-исследователь ЛИРТ НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 6 мая, 2019 г.