• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Музыкальный бизнес

Особенности индустрии в России

© ISTOCK

Поп-музыка теряет лидерство, звезды приходят из соцсетей, гонорары топовых исполнителей растут даже в кризис, а виниловые пластинки продолжают пользоваться спросом вопреки цифровым технологиям — о специфике российского шоу-бизнеса IQ.HSE рассказывает по материалам доклада Института «Центр развития» НИУ ВШЭ «Индустрия исполнительских искусств–2018».

В мировых рейтингах

Несмотря на серьезные проблемы (высокие риски, пиратство, дорогие билеты, низкая окупаемость концертов) позиции отечественной музыкальной индустрии на международном рынке укрепляются. Россия с долей 1,2% (2016 г.) — в числе его ключевых игроков.


Ведущие мировые музыкальные рынки
(объем $, 2016 г., на основе данных компании PwC)

США — $17,2 млрд
Германия — $4,03 млрд
Великобритания — $3,8 млрд
Россия — $551 млн
Китай — $480 млн
Индия — $275 млн
В МИРЕ — $47,1 млрд

В 2014 году, по оценкам PwC, объем музыкального рынка в РФ составлял $650 млн, в 2017 сократился до $557 млн. Основная причина — снижение доходов населения в результате ухудшения экономической ситуации.

Действующие лица

Артистические ресурсы, продюсерские центры, организаторы концертных мероприятий, лейблы звукозаписи в основном сконцентрированы в Москве и частично в Санкт-Петербурге. Исключением могут быть игроки любой группы, специализирующиеся на национальной музыке в субъектах РФ, как, например, в кавказских регионах.

Реалити-шоу, связанные с поиском талантов, и развитие социальных сетей способствуют появлению молодых солистов и коллективов. Особую роль в развитии индустрии играют соцсети, которые позволяют привлечь аудиторию практически без финансовых вложений. Такие исполнители как Pharaoh, ATL, Obladaet, ЛСП, Элджей и др. недавно «существовали» только в пабликах «ВКонтакте», а сегодня гастролируют по всей стране.

Больше всего молодых появляется в жанрах рэп/хип-хоп и экспериментальной музыки. Именно этим направлениям постепенно уступает слушателей доминирующая долгие годы «попса».


ТОП-5 звезд российского шоу-бизнеса
(2017 г., объем доходов $млн, по данным Forbes )

  1. Филипп Киркоров (поп-музыка) — $7,4 млн
  2. Григорий Лепс (поп-музыка) — $6 млн
  3. Тимати (рэп/хип-хоп) — $6,6 млн
  4. Дима Билан (поп-музыка) — $6 млн
  5. Егор Крид (рэп/хип-хоп) — $4 млн

При формировании рейтинга учитывались полученные доходы, количество упоминаний в СМИ и запросы в поисковых системах.

В числе ведущих продюсерских центров России — компании полного цикла, занимающиеся созданием и менеджментом артистов, производством медиапродукции, ивентингом, многие также параллельно оказывают услуги звукозаписи:

FBI Music. Клиенты: «Браво», Борис Моисеев, Ассорти, «Премьер-Министр», Александр Панайотов и др.

URA Records. Клиенты: Дима Билан, Согдиана, Сати Казанова, Катя Лель, Наталья Подольская, Михаил Шуфутинский, «Те100стерон» и др.

MALFA (бывший Продюсерский Центр Максима Фадеева). Клиенты: Наргиз, «Серебро», Юлия Савичева, Глюкоза, Олег Майами и др.

Pro Talant. Клиенты: Митя Фомин, Жасмин, Женя Тополь, Эмма М, Сестры Толмачевы, Влад Соколовский и др.

Российская звукозаписывающая отрасль представлена как мейджорами — крупнейшими мировыми лейблами (Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Universal Music Group), так и независимыми игроками (CDLand Group, ПМИ, «Монолит Рекордс», «Мистерия Звука», «Студия Союз» и др.).

Организацией концертов, по данным агентства InterMedia, в стране заняты около 4,5 тыс. компаний (в том числе подразделения продюсерских центров), по оценкам участников рынка — в два раза меньше. Большая часть — мелкие структуры с 3-6 сотрудниками. Примеры крупных и средних: АНО «РУ-Концерт», КА «Мельница».

Концерты

Почти 89% музыкального рынка приходится на концертный сегмент (в мировой практике также называется сегментом живой музыки). Он же приносит главный доход артистам.

Концерты в РФ проходят приблизительно на 10 тыс. площадках (залы, цирки, стадионы, летние театры, клубы и проч.). Официальной статистики по количеству таких мероприятий нет. Согласно подсчетам билетных операторов, в негосударственном секторе ежегодно проводится около 100 тысяч. Основную часть (50% и 30% соответственно) составляют выступления поп- и рок-музыкантов.

Сокращение доходов россиян «уронило» спрос на билеты на 30%. Это оказалось сильным стресс-фактором для индустрии, однако массовых отмен концертов все же удалось избежать. Стабилизация рубля в 2016 году позволила возобновить «пошатнувшуюся» концертную деятельность в России как отечественных, так и западных исполнителей.

Цены на билеты

До 2014 года концертные билеты в РФ относились к самым дорогим по меркам Европы, затем переместились в категорию наиболее дешевых (дешевле зафиксированы в Украине). Исходя из мировой практики, «кризисные» цены должны были увеличиться как минимум на 100%, но выросли лишь на 20-30%.

Многие промоутеры изменили бизнес-модель, переведя фокус с цены билета на количество зрителей. В частности, Главclub — один из крупнейших концертных клубов в Москве запустил серию выступлений с билетами по 200-300 рублей. Бюджетный формат оказался эффективным: каждое такое мероприятие стало собирать по нескольку тысяч человек.

В условиях низкой покупательной способности населения, полагают игроки рынка, оптимальный уровень цен для массовых концертов — 1,5-2 тыс. рублей.

Гонорары артистов

Гонорары звезд первого эшелона (Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Николай Басков и др.) в период экономического кризиса, по заявлениям компаний-промоутеров, не уменьшились, поскольку изначально выставлялись в валюте.

С 2014 к 2017 году в шесть раз сократился сектор неафишных мероприятий — корпоративных вечеринок и городских торжеств с бесплатным входом. При этом размер вознаграждения топовых артистов, по данным АНО «Ру-концерт», вырос в 1,5-3 раза, музыкантов средней ценовой категории упал в 3-4 раза.


Гонорары за выступления на корпоративных
и городских мероприятиях
(2018 г., в среднем за 1 час без учета издержек по райдеру,
данные с сайтов концертных агентств)

Филипп Киркоров — €90-150 тыс.
Григорий Лепс — €90-150 тыс.
Николай Басков — €8085 тыс.
Лайма Вайкуле — €40-50 тыс.
Ани Лорак — €35 тыс.
А-Студио — €30 тыс.
IOVA — €15 тыс.
Ария — от ք900 тыс.
Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» — от ք500 тыс.
Бурановские бабушки — от ք350 тыс.

Звукозапись

Занимает 11% российского музыкального рынка. Самая быстрорастущая его часть: с 2014 к 2017 году — более чем в 1,4 раза (с $47 млн до $67 млн, PwC).

Положительная динамика — за счет продаж музыки на цифровых носителях. Продажи на физических (CD, LP, MC, SACD, MD, флеш-карты) падают, однако остаются важной частью доходов артистов. Кроме того, согласно заявлениям Universal Music Russia, в РФ пользуются стабильным спросом виниловые пластинки.


Как продают музыку в интернете

сервисы стриминга или потоковой передачи музыки. Крупнейшие доступные в РФ — «Яндекс.Музыка», Google Play Музыка, iTunes Store и Deezer с аудиторией — более 1 млн платных пользователей;

скачивание треков и альбомов через лицензированные сервисы;

мобильная музыка (рингтоны и тональные сигналы возврата вызова).

Быстрее всех растут сервисы потокового воспроизведения. По оценкам IFPI, в 2016 году, в сравнении с 2015, весь сегмент продаж цифровой музыки прибавил 29%, а доходы от стриминга — 128%.

На перспективу

Несмотря на активный рост цифровых продаж, в ближайшие несколько лет главным источником заработка отечественных исполнителей останется концертная деятельность.

По прогнозу PwC, к 2021 году коммерческий — не субсидируемый государством концертный сегмент вырастет до $535 млн. Совокупный среднегодовой темп прироста — 2%.

После относительной стабилизации экономики число концертов отечественных и зарубежных артистов в РФ, возможно, продолжит расти, но изменится формат концертных площадок (востребованность залов маленькой и средней вместимости — до 1,5 тыс. чел.).

Усилится роль субъектов РФ в качестве принимающих выступления иностранных музыкантов. Компании-промоутеры ожидают дефицита площадок в регионах.

Организация концертов отечественных артистов останется более выгодной. Причины: отсутствие «валютных» затрат на логистику, меньший по сравнению с зарубежными коллегами размер гонораров, хорошее качество исполнительского контента (дистанция между российскими и зарубежными хитами сокращается, западные музыкальные решения успешно адаптируются к российской реальности).
IQ


Авторы исследования:
Инна Седых, ведущий аналитик Института «Центр развития» НИУ ВШЭ