• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Требуем. Заставим. Помогите

Население и власть в зеркале онлайн-петиций

© WIKIMEDIA COMMONS

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Резонанс против бездействия

Традиционно петиция — коллективное обращение, как правило, в органы власти или в организации. Электронная петиция — обращение, опубликованное в сети. Происходит это в основном на специализированных площадках. Наиболее известные в России:

РОИ («Российская общественная инициатива»);

Change.org;
OnlinePetition;
Демократор.ру.

Change.org действует в 196 странах на 14 языках. Размещенные на ней петиции чиновники вправе игнорировать (результаты голосования не имеют юридической силы, поскольку платформа собирает недостаточно информации о голосующих). Однако общественный резонанс бездействию не способствует.

«Почти каждый час в мире на Change.org одерживает победу одна из кампаний», — утверждается на сайте. Из проанализированных исследователями 22 452 русскоязычных петиций, созданных на портале с 2012 по 2017 год, статус «исполненных» (определяется создателем обращения после онлайн-голосования) получили 4% (918).

Темы и проблемы

Тематика петиций дает информацию о проблемах регионов. Около половины (44%) из 22,4 тысяч прошений касаются социальной сферы, на втором месте (18%) — политика.

Тематика поданных петиций (%)
социальные — 44%
политика — 18%
культура — 11%
животные — 9%
экология — 6%
образование — 4%
спорт — 3,8%
медицина — 3%
экономика — 0,7%
религия — 0,5%
Вниманием к социальному отличается в первую очередь Северо-Западный федеральный округ – на эту тему 51% петиций от его жителей. Самое политически активное население – из центра России: 43,8% обращений из Центрального ФО касаются отставки чиновников, отмены решений, внесения изменений в законы, борьбы с коррупцией и проч. Политика также доминирует в запросах из Сибирского (34%) и Северо-Кавказского (23%) округов.

Равнение на центр

«Принципиальных различий между регионами в выдвижении электронных требований не выявлено (везде людей волнуют схожие проблемы), за исключением политически ориентированных петиций Центрального федерального округа», — говорят авторы исследования.

ЦФО оказался первым и по доле победивших обращений: 42%. На последних местах Дальневосточный (2%) и Северо-Кавказский (1%) округа.

Рейтинг федеральных округов
по количеству победивших петиций (%)
1. Центральный — 42%
2. Северо-Западный — 14%
3. Приволжский — 13%
4. Южный — 12%
5. Сибирский — 9%
6. Уральский — 7%
7. Дальневосточный — 2%
8. Северо-Кавказский — 1%

Целей главным образом достигают петиции, касающиеся социальной сферы, культуры, политики, защиты животных. Лидерство ЦФО, может объясняться гражданской активностью населения урбанизированных территорий, большей отзывчивостью адресатов, инфраструктурной продвинутостью (например, качество и доступность интернета), вовлеченностью пользователей в технологии, обеспечивающие активное голосование.

Примеры победивших петиций с сайта Change.org
(количество подписантов)
«Фонд Социального Страхования, прекратите пытки: выдайте мне специальную инвалидную коляску, положенную законом» (209 701)
«Помогите!!! Власти отменили запрет на отстрел Байкальского тюленя-нерпы!!!» (374 326)
«Обеспечьте онкобольных россиян жизненно необходимым лекарством! Мы имеем право на жизнь!» (428 105)
«Прекратить дискриминацию по признакам внешности и возраста в ПАО "Аэрофлот"» (50 223)
«Требуем выплатить компенсации пострадавшим от теракта в Петербургском метро 03.04.2017» (157 649)
«Заставим Новгородских чиновников предоставить положенное по закону жильё ветерану ВОВ» (191 740)

Ценности регионов

Реакция власти и бизнеса на петиции с негосударственных платформ диагностирует качество управления территорией. Результативные обращения указывают на добрую волю к диалогу с гражданским сообществом, а их тематика — на ценности региона.

Сгруппировав победившие петиции по тематическому сходству, исследователи разделили федеральные округа на три кластера:

  1. Власть и бизнес безопасно ощущают себя, содействуя защите прав животных и игнорируя другие требования населения. Дальневосточный ФО. 95% исполненных петиций — в защиту прав животных.
  2. Власть и бизнес откликаются только на жизненно важные проблемы. Уральский, Северо-Кавказский и Сибирский ФО. Лидеры по победам в социальной проблематике. По классификации ценностей Рональда Инглхарта здесь преимущественно разделяют рациональные ценности выживания с некоторой склонностью к постматериалистическим ценностям.
  3. Власть и бизнес отчасти готовы, отвечая на запросы населения, решать широкий круг актуальных вопросов. Центральный, Приволжский, Южный и Северо-Западный ФО. В основном урбанизированные территории с городами-миллионниками и преобладанием постматериалистических ценностей (рациональные ценности самовыражения). В этих регионах побеждали петиции по социальным (48,3%), политическим (17%) темам, а также посвященные проблемам культуры (12,7%), образования (11,3%) и спорта (4,5%).
IQ


Авторы исследования:
Надежда Радина, профессор департамента социальных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Дарья Крупная, специалист по связям с общественностью ООО ГК «ОБЛГАЗЭНЕРГОМОНТАЖ» (Нижний Новгород)
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 13 мая