• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взросление
на Северном Кавказе

Как оно изменилось за последнее время

© WIKIMEDIA COMMONS

В этом регионе, на фоне господства старых моделей перехода к самостоятельности, появляются и новые. События взросления перетасовываются, и старты биографии становятся вариативнее. Перемены больше характерны для молодых мужчин. Но и женщины привносят разнообразие — они заметно активизировались на рынке труда. О взрослении на Северном Кавказе рассказывает статья, опубликованная в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.

Робкие трансформации

Семейный уклад и модели взросления, пусть и с разной скоростью, но все же модернизируются. Последовательности стартовых эпизодов биографии — от окончания учебы до рождения первенца — все чаще перестраивается во многих регионах страны. Северный Кавказ — не исключение: жизненные пути там стали более вариативными, показала Екатерина Митрофанова.

Перемены больше затронули социоэкономические события взросления, чем социодемографические. Первые — это завершение учебы, отделение от родителей (финансовая независимость) и первая работа. Вторые — начало сексуальных отношений, брак (партнерство), рождение детей. По данным исследования, трудовые биографии в регионе стали менее предсказуемыми. А вот паттерны брака и деторождения меняются слабо.

Работа опирается на данные репрезентативного обследования «Человек, семья, общество». Проанализировано взросление поколений 1970-1994 годов рождения. Выборка — 4367 человек по России, из них 282 человека — жители Северного Кавказа.

Отношения в браке

Социодемографическое взросление остается на Северном Кавказе остается вполне традиционным:

 Стартовые события — первая близость, брак, рождение первенца — наступают с маленьким интервалом, идут друг за другом, особенно у женщин. Это не характерно для общероссийской картины, в которой события больше разнесены во времени и, тем самым, меньше связаны друг с другом. Тесное соседство эпизодов наблюдается только в случае с браком и деторождением.

Короткий интервал между стартом сексуальных отношений и зачатием на Северном Кавказе говорит о сохранении патриархальной модели семьи. Сексуальные отношения в ней начинаются в браке, а рождение детей не принято откладывать.

Поскольку интимная близость сдвигается к браку, она наблюдается в целом немного позже.

Брак — намного более распространенная форма совместного проживания, чем партнерство (сожительство), которое набирает популярность в других регионах. Во многих из них высока доля молодых людей, имеющих опыт партнерств. В республиках Северного Кавказа такой опыт встречается реже.

То, что женитьба и рождение детей близко соседствуют во времени, говорит об их сильной связи. Детей предпочитают рожать в официальном союзе.

Рождаемость в целом более интенсивная, чем в среднем по России, и более молодая. В семьях обычно больше детей (хотя за последние 30 лет рождаемость снизилась, по крайней мере, в полтора раза). Откладывание деторождения на более зрелые возраста происходит реже, чем в других регионах, и матери моложе.

Женщины стали заметнее на рынке труда

В социоэкономических стартовых событиях на Северном Кавказе есть своя четкая специфика.

Для женщин региона доля отделившихся от родителей растет от старших поколений к молодым.

По первой работе у мужчин и женщин прямо противоположные межпоколенные тренды. Мужчины постарше трудоустраиваются интенсивнее молодых. У женщин все наоборот: молодые активнее.

«Можно предположить, что это начало нового тренда, связанного с большей трудовой активностью женщин», — комментирует исследовательница.

Профессиональный старт

На Северном Кавказе больше интервал между завершением образования и первой работой. У мужчин между этими событиями проходит около двух лет, у женщин  — менее года. У остальных россиян  — около трех месяцев.

Специфика регионального расклада понятна. Дело в том, что интервал между получением диплома и работой заполнен другими событиями. Это отделение от родителей и вступление в брак.

У остальных россиян этот интервал меньше и не так событийно насыщен. Да и последовательность эпизодов другая: мужчины в большинстве регионов сначала трудоустраиваются, затем съезжают от родителей, а потом женятся. Сам уход из родительской семьи все чаще связан не с браком, а со стартом карьеры.

Есть и своя гендерная специфика: у северокавказских женщин отделение от родителей происходит одновременно со свадьбой. У мужчин региона между этими двумя событиями есть временной интервал, да и отделение происходит до женитьбы (что совпадает с общероссийской картиной).

У всех респондентов первенцы рождаются после завершения образования и трудоустройства. Исключение — только молодые северокавказские женщины.

Гендерные различия в этих интервалах на Северном Кавказе больше, чем в остальных регионах. У женщин между трудоустройством и рождением первенца проходит намного больше времени, чем у мужчин. Эта разница в регионе превышает 3,5 года, а в среднем по стране составляет 1,8 года.

Это подтверждает выводы других исследователей о гендерно дифференцированных жизненных сценариях в регионе. Мужские биографии более разнообразны, женские — более предсказуемы.
IQ


Авторы исследования:
Екатерина Митрофанова, младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 3 июня, 2019 г.