• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизненные цели россиян

Создать семью, заняться музыкой, построить дачу

© WIKIMEDIA COMMONS

Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.*

Предыдущие теоретические и эмпирические работы свидетельствуют, что социальное благополучие напрямую зависит от того, какие цели перед собой ставят члены общества. Под этим подразумевается комплекс запланированных или уже осуществляемых действий человека, направленных на достижение новых жизненных преимуществ (для себя или для других).

По мнению ученых, жизненные цели населения отражают подлинную мировоззренческую структуру общества, и с помощью их анализа можно предопределить социальный вектор развития страны.

Информация о жизненных целях россиян была собрана в 2017 году на основе репрезентативной выборки. Было проинтервьюировано 700 человек, проживающих в разных регионах страны. Среди опрошенных — 53% женщин и 47% мужчин. Их средний возраст — приблизительно 46 лет. Около 34% из них имели законченное высшее образование. Примерно 48% проживали в мегаполисах и региональных центрах. Средний душевой доход семьи респондента составил 19 тыс. рублей в месяц.

Результаты интервью показали, что 52,4% опрошенных имеют конкретную жизненную цель. Однако другая часть (почти половина российского общества) живет без какого-либо явного представления о том, чего бы они хотели достичь в будущем. 25,9% (средний возраст респондентов в этой группе 44 года) не смогли назвать что-то конкретное, отличимое от их повседневности — работы, дел по дому, времяпрепровождения с семьей. «Для представителей этой группы понимание жизненной цели эквивалентно воспроизводству сложившегося образа жизни», пишут исследователи. Еще 21,7% опрошенных не имеют цели, так как считают, что все, что могли, уже достигли. Так, в основном, отвечали люди, средний возраст которых 67 лет.

Ответы респондентов, у которых есть жизненные цели, распределились следующим образом:

приобретение квартиры,
покупка/постройка дома или дачи — 24,3%
обеспечение будущего детей — 16,2%
образование, повышение квалификации,
творческие задачи — 11,1%
создание или пополнение семьи — 10,8%
карьера, повышение в должности,
организация своего дела — 9,9%
погашение крупного кредита, ипотеки — 6,9%
приобретение автомобиля, мебели, ремонт в квартире — 6,9%
путешествие, смена региона проживания — 6,0%
увеличение дохода, материального достатка — 4,2%

Средний горизонт планирования на осуществление цели составил примерно 5 лет. Наибольший — на воплощение в жизнь таких задач, как погашение крупного кредита или обеспечения будущего детей, — 8-9 лет. К краткосрочным планам (до 3 лет) отнесены путешествия и покупка предметов долгого пользования (мебель, автомобиль).

Типы целей

Исследователи разделили цели респондентов на три группы по критерию связи с достижением большего материального благополучия. Классификация проходила с учетом мнения самих респондентов. Участников исследования спрашивали, ориентирована ли их цель на материально выраженный результат (повышение дохода, прирост стоимости имущества), имеет ли она иное немонетарное измерение (общественное уважение, духовную потребность) или их цель вообще невозможно измерить в деньгах. Исходя из полученных ответов, цели классифицировали как «чистые утилитарные», «смешанные» и «чистые идеальные».

В числе чистых утилитарных целей доминируют покупка дома или автомобиля, ремонт в квартире и приобретение новой мебели, а также прагматичные устремления — достижение повышения в должности или в зарплате.

Противоположные им чистые идеальные цели исследователи разделили на две подгруппы. К первой они отнесли желания социально-демографического характера, например, создание семьи и рождение ребенка. Ко второй — реализацию профессиональных и творческих задач: защита диссертации, занятия музыкой, спортом и т.п. Статистически, отмечают авторы работы, чистые идеальные цели в большей степени свойственны женщинам, не имеющим детей.

И, наконец, самая популярная группа — смешанные цели, которые сочетают в себе утилитарные и идеальные мотивы. Среди них намерения творческого характера (достроить дачу своими руками) или прагматического (стать финансово независимым, но достичь всего самому), а также стремления к профессиональной самореализации (перейти на более интересную работу).

Некоторые из смешанных целей отражают сложную ситуацию, с которой человек стремится справиться. Например, желание накопить деньги на лечение ребенка за рубежом.

К этой же группе исследователи отнесли цели, которые условно обозначали, как крик души: «хоть раз в жизни съездить на любое море отдохнуть».

В группе со смешанными целями процент респондентов с детьми выше, чем в двух других.

По оценке исследователей, высшее образование и более высокий доход увеличивают вероятность наличия у человека цели, в то время как возраст и удовлетворенность уже достигнутым в жизни снижают желание человека улучшить собственное благополучие.

В России имеет место «высокая отстраненность от долгосрочного целеполагания в осуществлении своих идей», заключают исследователи. С одной стороны, это объясняется естественными (возрастными) границами населения. С другой — в группу не имеющих жизненных целей попали люди, которые находятся в пиковом для социальной активности возрасте. Это показывает, что в обществе недоиспользуется сокрытый «ресурс модернизации». Простое воспроизводство индивидуального жизненного уклада (работа, семья, досуг) при отсутствии социально-значимых жизненных целей не дает заметного прогресса. Также развитие общества тормозит перевес в сторону утилитарных целей, что отражает объективные и нерешенные социально-бытовые проблемы.

Авторы исследования резюмируют, что российское общество сегодня проходит опасный поворот, когда устанавливается новый баланс между сугубо утилитарными и идеалистическими социальными интересами на фоне полной исключенности значительной части общества из процессов целеполагания.

«Если не переломить тенденцию смещения в сторону узко-утилитарных целей, то в ближайшей перспективе это лишит общество способности к созданию ценностей, которые делали бы глобальным интерес к нему, а значит оставит ему место лишь в тени мирового развития. Само общество при этом не решит ни своих духовных, ни своих потребительских проблем,» — комментирует Владимир Карачаровский.

Исправить ситуацию могут имеющие высокую популярность «смешанные цели», сочетающие прагматический расчет с идеальными устремлениями. Развитие в этом направлении позволит обществу соединить «создание новых духовных ценностей и идеалов с капитализацией собственных достижений».
IQ

* Исследование реализовано при поддержке РНФ (проект № 16-18-10270)

Авторы исследования:
Владимир Карачаровский, доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ
Овсей Шкаратан, ординарный профессор, заведующий Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 6 июня, 2019 г.