• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бездетное
прошлое

Как в европейской культуре
менялось отношение к взрослению

«Игры детей», Питер Брейгель. 1560

До XVII века детства как отдельного периода жизни человека не существовало — ни как понятия, ни как явления. По сути, люди юного возраста сразу считались «маленькими взрослыми», или «взрослыми со знаком минус». Сегодня же наблюдается обратная тенденция — ученые все чаще говорят о «продолженном» взрослении. О причинах таких перемен в авторской колонке рассказывает Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.


Анастасия Нисская,
научный сотрудник Центра исследований современного детства
Института образования НИУ ВШЭ




В Средние века взрослым был тот, кто много умеет, берет на себя ответственность и хорошо выполняет свою работу. На протяжении долгого времени общество, производство и трудовые отношения были устроены довольно примитивно. Тогда человеку достаточно было вырасти физически (и физиологически), чтобы считаться взрослым, то есть работать и создавать семью.

По одной из версий, принадлежащей французскому историку Филиппу Арьесу, детство в европейской культуре появилось только около XVII века. Это можно отследить по живописи и архитектуре того времени. Позже особый герой — ребенок — появляется и в литературе.

В общем, чем сложнее становился труд и отношения в обществе, тем больше времени требовалось на подготовку к работе и самостоятельной жизни, соответственно — тем позже люди становились взрослыми.

Понятие подросткового возраста, который в среднем длится с 12 до 18 лет, появилось лишь в XX веке. Тогда считалось, что это период жизни, за который человек обычно понимает какой он, кто его друзья, что он планирует делать в будущем.

В начале XXI века стали говорить о кидалтах — людях, порой старше 30 лет, которые все еще живут с родителями, учатся, выбирают дорогу в жизни.

Сегодня границы между детством и взрослостью очень подвижные, неявные. Одни умеет зарабатывать деньги, участвуют в социально-значимых проектах (спасают животных, помогают бедным, поддерживают стариков) уже в девять лет, другие этому не научились к своим 30 годам, но зато не общаются с родителями и имеют собственных детей.

Кого из этих людей считать взрослыми? Не понятно.

Однако, все, что описано выше, касается, в большей мере, европейской культуры. Важно понимать, что отличие ребенка от взрослого по-разному определяется не только в разные исторические периоды, но и в разных культурах. К тому же, всегда надо учитывать объективные условия жизни: сколько живут люди, как быстро стареет организм, как идут процессы физиологического созревания. Например, в некоторых африканских странах до сих пор распространены браки до 15 лет. Но это вовсе не означает, что такое применимо для других культур.

Текст впервые опубликован в паблике наших партнеров — медиа ЮНЕСКО о здоровом взрослении ДВОР.