• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зима близко

Почему искусственный интеллект
может потерять популярность

Raimundus Lullus, XVI-XVII вв.

Искусственный интеллект развивается по законам природы: «зима» сменяется «весной» и «летом», «лето» — «осенью» и снова «зимой». Расцвет обеспечили разработки гениальных ученых, мертвый сезон приближают неудачные проекты молодых исследователей, чрезмерный PR и непродуманное финансирование. О признаках скорого похолодания в авторской колонке рассказывает профессор НИУ ВШЭ Леонид Ясницкий.


Леонид Ясницкий,
доктор технических наук, профессор факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ в Перми



Историю искусственного интеллекта (ИИ) можно отсчитывать от XIII века — с изобретения испанским ученым Раймундом Луллием интеллектуальной системы, способной выполнять логические операции. На следующие семь столетий развитие ИИ заморозилось — значимых событий не происходило.

Новый виток начался в середине XX века, когда американские ученые создали математическую модель нейрона мозга человека, первую нейросеть (персептрон) и первый нейрокомпьютер, распознававший латинские буквы.

Искусственный интеллект привлек внимание государства и бизнеса. На рождение нейросетей были брошены крупные субсидии, но исследователям не удалось сдержать обещаний. Перспективную научную область назвали тупиковой. Наступила вторая «зима».

К концу 1970-х оттаяло. Набирали обороты проекты по разработке экспертных систем — компьютерных программ, частично заменяющих человека при решении интеллектуальных проблем. Но большинство стартапов снова не удержалось. Третья волна увлечения ИИ завершилась на заре 1990-х.

Сегодня искусственный интеллект на очередном пике популярности. В последние 15–20 лет, благодаря изобретению алгоритмов обучения многослойных нейросетей, технологии применяются во многих сферах. Как и раньше, делаются умопомрачительные прогнозы, выделяются деньги, создаются лаборатории.

Сообщается об успехах молодых ученых. Однако успехи ли это? Из огромного количества обучающих примеров нейронные сети извлекли «блестящие» знания: «если у человека на фото борода, значит, он террорист» или «если человек улыбается, значит, он мошенник».

Такие ошибочные выводы в теории математической статистики принято называть ложными корреляционными зависимостями и принимать меры для их устранения. Но амбициозная молодежь, видимо, этого не знает.

Выпускается массовая научная литература с PR-направленностью. Например, книга «Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей». Она написана прекрасным легким языком, чувствуется, что авторы — грамотные специалисты, но удивляет факт: на 420 страницах более 42 раз используется слово «революция».

Попробуем разобраться, в чем же состоит современная революция искусственного интеллекта.

В использовании нейронов с сигмовидной функцией активации? Нет. Пионерами были Видроу и Хофф в 1960-м.

В применении глубоких (многослойных) нейросетей? Алгоритмы их обучения открыты в 70-е годы прошлого века.

В изобретении «свертки», позволяющей учитывать топологию изображений? Снова мимо. Когнитрон и неокогнитрон — самоорганизующиеся сети, распознающие образы, появились в 1970–1980-х.

Или революция в том, что накоплено большое количество информации, пригодной для обработки нейронной сетью? Но это не революция, а эволюция.

Или в попытке превратить нейроинформатику из науки в ремесло? Да, это есть. В интернете найдется множество инструментов, позволяющих «нажатием кнопок» создавать и применять нейросети на практике.

Но что такое трансформация из науки в ремесло, если как наука нейроинформатика еще не сложилась? Где теоремы и основанные на них методы, с помощью которых можно предложить оптимальную нейросеть, решающую задачи с заданной точностью?

Таких теорем не существует. Именно поэтому нейроинформатику в шутку называют искусством и даже в какой-то степени религией, поскольку успешность проекта непредсказуема. Результат зависит не только от теоретических знаний, но и от опыта, в том числе негативного, и от интуиции исследователя.

Молодым ученым не стоит забывать, что нейросети создаются «по образу и подобию» мозга и унаследовали многие его свойства, в частности, способность обманывать своих создателей, выявлять ложные корреляции, делать вид, что отлично обучились, а в самый ответственный момент выдавать ошибочный прогноз.

Словом, сегодняшний всплеск популярности искусственного интеллекта не вечен. В ближайшем будущем она имеет шансы сойти на нет. А чтобы узнать, чем все закончится, достаточно вспомнить события прошлого. Похоже, что нас опять ждут разочарование и очередная «зима».
IQ

Автор текста: Ясницкий Леонид Нахимович, 17 июля, 2019 г.