• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тонкости морфологии

Понять, как в сознании формируются
правила грамотной речи

© ISTOCK

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ приглашает детей в возрасте от 2 до 5 лет принять участие в исследовании, которое поможет ученым определить основные этапы и трудности процесса усвоения русской морфологии. Маленьким добровольцам нужно будет называть предметы и описывать ситуации по картинкам.

Зачем это нужно?

Исследователей интересует, как в сознании детей формируются «правила» образования словесных форм, которые позволяют свободно и правильно говорить. Конкретно — как дети овладевают разветвленной падежной системой существительных (например, нет рыб / зубов / дверей) и морфологическими чередованиями в глаголах (например, любить — люблю, но ходить — хожу).

Это исследование поможет проследить механизм усвоения падежных флексий (словоизменений) и увидеть самые частые ошибки на большой выборке детей.

Кроме того, сравнение монолингвов и билингвов (детей, у которых русский язык второй и не доминантный) поможет понять процесс влияния одного языка на другой при одновременном изучении.

Что делать?

Исследование проводится на планшете в игровой форме. В ходе эксперимента с падежами исследователь показывает ребенку изображение предмета (например, шкафа) и просит ребенка его назвать. Затем ребенок видит ситуацию с тем же предметом (например, девочка сидит возле шкафа), исследователь начинает произносить предложение: «Девочка сидит возле...» и просит ребенка закончить предложение одним словом — «...шкафа».

Второе задание аналогично первому, но включает выдуманные слова (например, «вомака»). Перед этим исследователь предупреждает ребенка, что сейчас они попадут в несуществующий мир с новыми предметами и животными, в котором нужно будет запоминать названия этих предметов и животных. Использование выдуманных слов позволит проверить, сформировал ли ребенок правила образования падежей и умеет ли он их использовать.

В эксперименте с глаголами исследователь показывает ребенку изображение действия (например, катить), и происходит следующий диалог:

— Что этот дядя делает? Он бочку...

— Катит.

— А про себя он как скажет? Он скажет: «Я ...»

— Качу.

В задании с выдуманными словами (например, «тлетить») исследователь сам называет изображенное действие, прежде чем начать диалог.

В общей сложности эксперимент займет от 15 до 25 минут, между заданиями делаются перерывы. После тестирования ребенок получит подарок.

Кого, куда и когда приглашают?

Центр языка и мозга ждет детей в возрасте от 2 до 5 лет, у которых единственный родной язык — русский. Ребенок не должен страдать какими-либо неврологическими или психиатрическими расстройствами, иметь черепно-мозговых травм и проблем со слухом. Также важно, чтобы у него было хорошее или скорректированное до хорошего зрение.

Тестирование проходит в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ по адресу: ул. Старая Басманная, д. 21/4, каб. Б-419 (ст. м. Курская / Красные ворота).

Чтобы записаться на исследование, родителям детей нужно отправить заявку на участие с указанием ФИО и даты рождения ребенка, а также своих контактных данных на электронный ящик: babylab.hse@gmail.com.

Прием желающих уже открыт и продлится до лета 2020 года.

Что потом?

Результаты исследования будут опубликованы в международных рецензируемых журналах, а также на сайте IQ.HSE.
IQ

О похожем исследовании читайте в материале «В поисках нормы»

9 августа